Русская линия | Протоиерей Вячеслав Пушкарев | 11.09.2009 |
В последние дни интеллектуальная жизнь всей полноты Русской Церкви накалилась ожесточенными спорами вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова, снимающей клеймо предателя с генерала Власова и утверждения Синода РПЦЗ о справедливости этой книги. Многие православные общественные деятели посчитали для себя возможным открыть ожесточённую общественную полемику по этому казалось бы заурядному информационному поводу, подавая тем самым повод врагам Церкви начать компанию её унижения в СМИ.
В чём смысл образовавшейся бурной полемики? Смысл этого спора, как видится, в разном понимании слов Спасителя «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» [Мф. 5: 37].
Сложившаяся в последние 80 лет новая ментальность великорусской нации на поверку уже прилично далеко отстоит от идеала христианской мыслительной деятельности. Большевики требовали от народа правды, одной только правды. И хотя на деле этот принцип не сильно-то и соблюдался, в системе идеальных представлений нации он укоренился прочно как полезный, тем более, что как внешне казалось, он не противоречит вековечному выше указанному принципу Христианства.
Между тем внимательное прочтение Святой Библии многократно открывает нам случаи, когда Бог покрывает определённые формы человеческого лукавства своей милосердной благословляющей десницей. Тому примером притча Христа, повествующая о хозяине дома и его неправедном управителе: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» [Лк. 16: 8, 9].
Есть даже случай, где Господь, не желая умножать зло, попускается Своей высшей справедливостью ради временной человеческой справедливости: «…Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» [Мф. 17: 25−27].
То есть мы видим, что не всё так однозначно в простой жизни последователей Спасителя! В эту неоднозначность Христос завернул наиглавнейший из инструментов нашего спасения — Свободу выбора и навсегда освободил нас ею от глобального тоталитаризма. Апостол Павел, размышляя о нашей свободе, пишет: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» [1 Кор. 11: 19]. Христос оставил однозначные, полные правдой представления о Боге, как ориентир для путанных людей, совершенно не отнимая у них права вилять в пути. Безусловно, Бог указал через апостола Павла на неполезность виляний: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» [1 Кор. 6: 12], но свободу виляния Он через него не отнял.
Всем давно известно, что человек ищет где лучше, при этом всегда определённую часть своего поиска он проходит по условной прямой, резонно думая, что так будет эффективнее, при этом забывая, что в мире есть диавол и он ненавидит христиан. Он ненавидит прямоту и мешает осуществлению прямых хождений. Тот, кто действительно не помнит об оставленной Богом людям возможности путешествовать в Царство Божие, делая шаг вперёд, а потом два шага назад, тот отнимает пальмовую ветвь спасения из рук апостола Петра, как известно трижды отрёкшегося от своего Спасителя Бога. Пётр трижды отрёкся от Бога, а не от человеческой присяги земным правителям и при этом по свидетельству всех евангелистов был прощён Богом и поставлен среди прочих первоапостолом. Вот! На каком же основании мы смеем отнимать возможность мыслить, ошибаться, каяться, исправляться у генерала Власова. Неужели только потому, что так желают наши постсоветские тоталитарные прямые линии в мозгах, к сожалению, не умеющие мыслить православно?
Нам прямо жжёт нутро разобраться: где да, а где нет. А как разобраться, когда идеально правых в этом деле нет? Логически выходит так. Кто называет генерала Власова преступником и предателем, а протоиерея Георгия Митрофанова апологетом предательства, тот открывает в себе веру в правоту сталинизма, закопавшего в сырую землю многие миллионы наших братьев по вере и убившего в народе веру в Бога и Его свободу. А тот, кто обеляет этого несчастного человека (Власова), прижизненное покаяние и посмертная участь коего нам неизвестна, тот открывает в себе полного антисталиниста, но при этом увеча национальный идеал подвижнечества, подвига, верности и героизма и указывая на то, что все сражавшиеся «…за Родину, за Сталина» были совершенными бесами во плоти, ибо ведь сказано в Писании: «…кто кем побежден, тот тому и раб» [2 Пет. 2: 19] и вся эта война и весь этот мир были сугубо от диавола. Неужели никто не замечает, что гражданская война ещё не закончилась? Она вся в этой полемике… Только говоря о Сталине, Гитлере и Власове, мы говорим о Христе и Антихристе, борющихся в нас с момента нашего почти всеобщего предательства. Для любителей придираться к словам повторюсь: «ПОЧТИ всеобщего предательства».
Есть чёткие народные представления о предательстве как о смертном грехе, и это правильно. Это святое. Но вот кто предавал, а кто был по-настоящему верен, зависит от того, на чьей стороне в большей степени был идеал правды, а не у кого была в это время государственная власть. Бог, как известно, попускает слугам диавола временно владеть людьми, ради вразумления и спасения этих же людей, но это совершенно не указывает нам на то, что слуги диавола в чём либо правы.
На мой взгляд, искусственное поднятие этой проблемы на высший государственный уровень обсуждения чревато новой национальной болью, но вместе с тем запрещать исследования подобные тем, что издал отец Георгий, вредно. Народ сейчас заживляет раны гражданской войны и явно не желает новых братоубийственных конфликтов. Народ пытается сам разобраться (разобраться, а не тупо забыть) в том, где да, а где нет. Так пусть же он разберётся на основе максимально широкого спектра авторитетных исследований и мнений всех сторон конфликта. Разве Христос дал право злобным критикам отца Георгия стучать властям и затыкать ему рот выкриками: «заткнись, прихвостень предательский»? Нет же! Христос этого права (в данном случае) никому из нас не давал, но его без благословения узурпировали самодеятельные дети нехристианского тоталитаризма, маскирующегося под якобы волю Божию.
Все в этом споре немного правы и все сильно неправы. В пору воскликнуть: «А судьи-то кто?». Я против превращения фигуры бывшего советско-немецкого генерала Власова в «совершенного» козла отпущения и против использования его фигуры в качестве новой разделительной линии между «красными» и «белыми». Он достаточно уже пострадал (и душевно, и телесно) от обоих безбожных, человеконенавистнических властей, служивших явно диаволу, что в некоторой степени даёт нам возможность предполагать мученическую кончину это человека, а значит и прощение ему грехов от Бога. Я думаю, что если бы он не раскаялся, то его бы спасли союзники, как они спасли многих фашистов, и он умер бы своей смертью в Латинской Америке, доказывая всему миру, что зло остаётся безнаказанным. Может, это и не так. Бог только знает, как это. Я против нового разделения на «красных» и «белых», так как все мы РУССКИЕ. Все мы сегодня одним миром мазаны, а цвет у нас, как я уже сказал в начале этой моей реплики, вообще розовый. Далеко нам ещё до потерянной белоснежной высоты. Не душите, братья и сёстры, нашу вновь приобретённую свободу и не отнимайте её у отца Георгия.
Заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарёв
http://rusk.ru/st.php?idar=105852
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | Следующая >> |