Русская линия
Русская линия Георгий Коробейников11.05.2009 

Тарас Бульба против Мазепы
К вопросу об истинном патриотизме

На пресс-конференции 30 апреля, посвященной встрече премьер-министра Украины со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) сообщил достаточно сенсационную информацию, которая была растиражирована на основных светских сайтах. Церковные сайты эту информацию скромно обошли, за исключением «Седмицы.Ru.» и «Русской линии». Информация касалась печально известного анафеманствованного гетмана Ивана Мазепы. Архимандрит Кирилл сообщил, что может быть снята анафема Мазепы, когда вокруг этого вопроса закончатся политические споры. «Еще митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий в начале 20-го века говорил, что, скорее всего, гетман Мазепа был предан анафеме по политическим мотивам» — сказал архимандрит Кирилл.

Вместе с тем, пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов 30.10.2007 опроверг лживые измышления «филаретовцев» о том, что анафема с гетмана якобы была снята в 1918 году по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона. В результате этого, якобы на Софийской площади в 1918 году была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония Храповицкого (на то время Митрополита Киевского).

Василий Анисимов утверждает, что «Никаких документов, подтверждающих это (снятие анафемы с Мазепы в1918 году), ни в архивах Московской Патриархии, ни у нас нет. Да и вообще, ни один иерарх Церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод Церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал». Кроме того, добавил руководитель пресс службы УПЦ: «Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами». Василий Анисимов напомнил, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживому обвинению.

В этой связи также нелишне будет вспомнить мнение авторитетнейшего иерарха УПЦ митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, которое он высказал в интервью «Крымской правде»: «Единственным условием снятия анафемы является покаяние того, кто ей предан. Согласно учению Православной Церкви после смерти покаяние невозможно, то и снятия анафемы с Мазепы быть не может».

Так что же все-таки высказал глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун)? Скорее всего, это частное мнение, но не официальная позиция Церкви.

Однако, настораживает тот факт, что идея о «снятии» анафемы с Мазепы возникла у сегодняшних власть имущих в Украине, проводящих откровенно антирусскую, и, в какой-то мере, антиправославную политику. Именно президенту Украины принадлежит идея празднования «украино-шведского союза» и установление памятников Ивану Мазепе. Поэтому, в своё время президент просил покойного Святейшего Патриарха Алексия II о снятии с Мазепы анафемы. Абсурдность подобных праздников очевидна. В то же время, раскольники почитают Мазепу чуть ли не святым, и даже «служат» ему «панихиды», на которых первые лица государства и присутствуют.

Казалось бы, ну в чем предмет спора? Они (почитатели гетмана — устроителя храмов) имеют своих «иерархов», которые готовы даже «канонизировать» анафему. Ну, и на здоровье. Причем тут мы, православные. Почему, на протяжении 300 лет существовала анафема Мазепе, а теперь, по указанию сверху, то есть с Банковой (на Банковой улице в Киеве располагается администрация президента Украины — РЛ), необходимо срочно этот вопрос пересмотреть? Даже в аккурат выходят «богословские трактаты» на тему: «Так звана „анафема“ на гетмана Мазепу. Чому вона була несправедливою?» от «митрополита» Димитрия (Рудюка) на блоге «Украинской правды» от 11.04.2009. Правда «митрополит» не может отличить анафему о проклятия. Но, судя по тому, что раскольничьи организации все больше приобретают языческие признаки, то для них проклятие, очевидно, это одна из форм духовной практики.

Причины такого околоцерковного зуда (заимствовано у Владимира Корнилова) совершенно просты. Во-первых, современное руководство Украины проводит гуманитарную политику, направленную на «создание» некой новой украинской идентичности, отличной от той, которая сложилась исторически на большей части Украины. Практически навязывается мировоззрение, свойственное лишь небольшой части населения западной части Украины. Духовной составляющей этого мировоззрения является униатство. Поэтому, рассматривается различные псевдодуховные проекты, маскирующиеся под православие, с одной только целью — отколоть как можно большую часть украинцев от Православной Церкви. В этой связи, УПЦ, как составная часть РПЦ является «пятой колонной» в сознании национально озабоченных граждан.

Вторая проблема состоит в том, что вся история Украины не отделима от истории России. Для порядочных ученых-историков это очевидно. Поэтому, например академик Петр Толочко в интервью газете «Известия» (12.11.08) совершенно справедливо замечает: «Нельзя отдать на растерзание Ющенко нашу общую историю». И дело не в персоналиях, а в цивилизационной «матрице», как бы в сознании поколений, которое формируется в гуманитарном пространстве определенной культуры и идентичности. Та вот фальсификация истории, попытка вывести свой «Краткий курс истории Украины» отличный от России — это и есть попытка «взломать» и «переформатировать» эту самую цивилизационную «матрицу» сознания населения. В истории иногда это удавалось. Достаточно вспомнить нацистскую Германию, или сталинский СССР, правда, всегда это заканчивалось трагедией для народа.

Третья проблема муссирования Мазепинского вопроса состоит в бесконечных попытках легализовать раскольничьи группировки на территории Украины. Казалось бы, у престарелого кагебиста Денисенко была поддержка практически всех президентов за историю независимости. Почести раскольникам можно сравнить разве только с Византийским периодом поддержки Церкви государством. Ну, и в чем причина? Да все в том же — в анафеме.

Филарет Денисенко отлучен от Церкви, и это всем известно. Можно делать вид, что этого нет, можно рассказывать, что Филарет боролся с большевицким режимом за независимость Украины. Наверное, поэтому его и наградили советским орденом, впрочем, как и сейчас награждают орденом независимой Украины. Но, анафема не дает покоя Михаилу Антоновичу. Вот поэтому и был изъят образ гетмана-борца за независимость Украины, пострадавшего от имперской Русской Церкви. Раз анафема Мазепе была присуждена по политическим мотивам, значит и Филарету тоже. Раз можно «снять» анафему с Мазепы, значит и с Филарета тоже. Таким образом, получается, что Русская Церковь вообще только и занималась тем, что душила национально-освободительное движение. Все укладывается в логику современных стратегов.

Однако, все это имеет лукавое происхождение. И здесь уместно вспомнить заглавие нашей статьи. Именно Гоголевский персонаж Тарас Бульба — это своего рода антипод и Мазепе, и Филарету вместе взятым.

Экранизация Тараса Бульбы режиссером Владимиром Бортко (кстати, киевлянином по происхождению) стало неким вызовом всему тому безнравственному проекту «Украина», который пытаются воплотить уже несколько лет неудачливые стратеги с Банковой.

Тарас Бульба в талантливейшем исполнении Богдана Ступки обличает тот культ предательства, который пытаются внедрить в сознание современных украинцев как патриотическую норму. Для сознания запорожского казака, воспитанного на православной вере, готового отдать жизнь свою за «землю Русскую» (именно русскую, а не украинскую, так как в XVI веке в сознании православных людей, живших даже за пределами Русского государства на территории Речи Посполитой, национальная идентификация была именно русская, а не украинская), изменник своей веры и своей отчизны, даже если он является кровным сыном, не имеет права на пощаду. Характерен образ запорожского казачества, готового умереть со словами веры. Православие для запорожцев было не пустым звуком, не обрядовой стороной, как для униатов, а глубоким мировоззренческим переживанием единства со Христом. С Христом жили, с Христом умирали. Другое дело, католики, показанные в киноверсии повести как коварные и жестокие варвары, кичащиеся своим шляхетским происхождением.

В повести показано два пути человека на примере двух сыновей Тараса Бульбы. Младший сын Андрей для удовлетворения своей страсти готов отречься от отца и брата, от товарищества и, что самое страшное, от веры Православной. Это — путь Иуды. Может именно такой путь указывает нам иногда современный мир, призывая отречься от Христа в пользу материального благополучия (евроинтеграции и т. п.).

Второй сын Остап — это пример мужества и стойкости не только в ратном бою, но и в исповедании своей веры. Именно за веру, за свою Землю пошел Остап на казнь, будучи сломлен физически, не сломался духовно. Пример Остапа — это путь исповедничества. Этот путь не легок, он требует отречения от земного, именно в тот момент, когда к этому призовет Господь.

Думаю, образы двух сыновей Тараса Бульбы — это пример для подражания нынешнему молодому поколению, которое может увидеть в этом бессмертном произведении великого Гоголя настоящий пример патриотизма, служения своей Отчизне, верность своей вере.

Именно поэтому экранизированная версия Владимира Бортко вызвала шквал не просто критики, а настоящей истерии со стороны национально озабоченных личностей. Именно обличение предательства не дает покоя анафеманствованным товарищам и их сподвижникам в современной Украине.

Тарас Бульба — это не просто антипод Мазепы, это — обличение гетмана, «много сделавшего для Украины». В Православии есть много примеров, когда грешник становился праведником, и даже святым, но есть и примеры человеческого падения. Таковым является гетман Иван Мазепа. Сейчас трудно судить об истинных причинах его предательства. Одно можно сказать, что один поступок человека может перечеркнуть всю его прежнюю жизнь. Так произошло и с Мазепой. Человек сделал свой выбор. И нет необходимости после 300 лет пытаться реабилитировать его образ в угоду сиюминутным политическим интригам. Судья всему и всем — Господь. Ему одному судить, раскаялся ли грешник перед смертью, или упорствовал в своем падении. Нам же православным в назидание, чтобы не грешили и хранили веру православную.

Храни, Русь, Веру Православную!

Георгий Коробейников, доктор биологических наук, профессор (Киев)

http://rusk.ru/st.php?idar=105743

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Владислав Васильевич Быков    07.06.2009 01:11
Конечно фильм "Тарас Бульба" это слишком причесанная версия повести великого Сына Русского – Н.В.Гоголя, но почти анекдотично (по отношению к статье Г. Коробейникова) выглядит то, что один и тот же артист с разницей в три года сыграл и Мазепу, и Тараса. Шедевр о Мазепе я не видел, сравнить по степени искренности не могу, но от этого, глядя на Тараса, жалел артиста Ступку. Не надо играть предателей даже если ты министр культуры. Но с кем не бывает? Тарас то у Богдана вышел на славу! Дай Бог ему здоровья. И в памяти народа своего он навсегда останется Тарасом, настоящим Русским мучеником, с мечом в руках стоящим за Веру и Родину, а не лукавым министром.
  Александр,Иркутск    23.05.2009 11:36
Очередная попытка отречься от прошлого. Но стоит помнить мудрые слова наших пращуров:"Народ, который не помнит своего прошлого-не имеет и будующего". Особо удивили предыдущие комментарии: мож для каждого предателя свой орден создать? А что, Игорю, когда он предстанет перед Господом будет что показать. Жаль мне его, как и всех оранжевых отступников.
  Игорь(    21.05.2009 12:57
Всемерно одобряю и поддерживаю инициативы партии "Наша Украина", Секретарита ЦК, в смысле – Президента, и лично тов. Ющенко по реабилитации борца за народное счастье Мазепы. Одобряю также генеральную линию "духовно идеологического отдела" Секретариата, верно исполняющего директивы руководства по обелению памяти Мазепы. Предлагаю: ускорить и углУбить реабилитанс. Надо реабилитировать также и Иуду, память которого незаслуженно попирается злыми попами тоталитарного Московского Патриархата, этих марионеток россиянчегского империализма. В жизни Иуды ведь надо твердо разделить политику и духовность. Ведь всем известно, что Иуда был одним из доверенных лиц Христа, ему даже доверяли хранить казну. Воцерковлен был долго, и, к тому же, самим Господом. Был с Ним с самого начала Его проповедей, а значит – оправдывал Его высокое доверие. А последующее взаимодействие Иуды с иудейскими первосвященниками – это всего лишь политика. Как патриот своей страны, Иуда мечтал избавить ее от римлян, и подумал, что Христос не справится с этой ролью. Как известно, со временем Церковь стала вовсю сотрудничать с Римской империей. За то, что она стала марионеткой правящих эксплуататорских классов Рима, ее клеймил сам Ленин, извините, сам Шмеман, мнение коего нам намного дороже отцов какого-нибудь Первого Вселенского, и прочих Соборов. Поэтому Церковь и осудила действия Иуды, в коем не терпела его иудейского патриотизма. Затем Церковь стала служить эксплуататорам Цареграда, а потом – даже, страшно молвить, тоталитарно-имперской Москвы, и потому еще больше несправедливо обвиняла Иуду. Светлая память борцов за народное счастье нуждается в увековечивании и прославлении. Наряду с новоучрежденным орденом Мазепы, требую также учредить орден Иуды.
  Александр,Крым    13.05.2009 17:31
Мне кажется, что в восприятии образа Мазепы есть небольшая неточность, но которая при ближайшем рассмотрении, может иметь решающее значение для формирования нас самих.
Все говорят о личностной трагедии Мазепы, не проецируя этот грех на все общество, уводя людей от осознания происков мазепинщины в сердце каждого из нас.
Господь, учит нас :
"1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете." (от Луки 13:1-3).
Если взглянуть на историю Русской земли, в пределах нынешней Украины, то мы увидим тьму-тьмущую тех, кто мог бы с легкостью разделить трагическую участь Мазепы. Например, Даниил Галицкий, если бы вовремя не опомнился, или, те кто насадил унию, и сейчас, многие униаты, совершенно искренне, неподдельно лучше всех распевают колядки, а сердце их, ожесточенным к своим братьям, почивает в Риме. В 1991г., свалилась на Украину независимость, и, только, отгородились от России, так сразу подавай Евроценности, а об укреплении русско-православной цивилизации, волею судьбы дарованной нам, попечения нет, более того, подобно Мазепе, некоторые украинцы занимаются пакостничеством в адрес России, которая отпустила их с миром в незалежность, и, попрекаемая, оскорбляемая, пусть где-то неумело, но пытается отстоять дарованный Богом наш общий цивилизационный выбор.
Из-за нас грешных Мазепа стал "сосудом зла". Какая польза обществу, если будет снята анафема с Мазепы, а вирус персонифицированный с именем Мазепы будет беспрепятственно гулять по просторам Украины, ежесекундно поражая сотни новых Мазеп? Разве предательство политиками не возведено в ранг национальной идеи на Украине? Сколько у нас политиков-Мазеп ? – Ющенко,Богатырева, Гавриш …

Хочется опровергнуть еще одну неточность, на мой взгляд, в восприятии образа Мазепы. Когда превозносится он как добропорядочный христианин, строящий храмы, подающий милостыню, из чего, по внешним его делам делается заключение – такой не может быть негодяем. Но, Господь, зрит на сердце. Иуда, в глазах сторонних наблюдателей, был любимцем у Иисуса Христа, а какое имел алчное и нераскаянное сердце? Хорошо это описывает Леонид Андреев в повести "Иуда Искариот". В том-то и трагедия этих личностей, что соприкоснувшись, более, чем другие смертные, с вниманием, осязанием любви самого Бога, в сердце у них не возгорела ни одна искорка любви, и Иуда, и Мазепа после этого возвратились на "свою блевотину".
Значит, совершенное пение колядок, не может являться мерилом любви к Богу, и чистоты помыслов.
  Егоренков А.И.    12.05.2009 21:10
В контексте статьи патриот – это Тарас Бульба.
В моем понимании – это человек, который честно и профессионально делает свое дело ( лечит, учит….. и т.д.) и не болтает про свою любовь к Родине. Любовь – дело интимное. И не зарабатывает себе диведентов на разговорах про свой патриотизм.
  Орос    12.05.2009 18:09
Вполне с Вами согласен, но хотелось бы знать, кто для Вас украинские патриоты без кавычек.
  Егоренков А.И.    12.05.2009 17:20
Статья не в бровь а в глаз. Очень похоже на правду мысль автора об истинном мотиве "борьбы" раскольников за снятие анафемы Мазепе. С юридической точки зрения он звучит так " создать прецедент и использовать его как ссылку для своих целей". Вполне разумная тактика околоцерковных "патриотов". Если же говорить их "патриотическим" языком, то зачем вообще нужно снимать анафему с Мазепы. Если он действительно выдающийся политик, смелый и умный человек ( как говорят "патриоты"), то он изначально знал на что идет, шел на это сознательно. И для него анафема как награда, как результат и как оценка. И вряд ли сам гетман Мазепа нуждается в защите от анафемы таких его потомков, как раскольники. Ведь нет никаких исторических данных, что он даже теоретически желал бы снятия такой анафемы. И не надо его защищать, как неразумного ребенка, который не ведая что творит попал в такую историю и получил "награду". Пусть будет тем, кто он есть. Кстати это можно сказать и еще об одном человеке – Лев Толстой. Он не нуждается в том что бы с него сняли анафему, думаю что он счел бы это за оскобление. При этом все его знают как великого писателя. Все это доказывает правоту автора статьи о том, что околоправославная суета вокруг снятия анафемы с Мазепы нужна именно современным деятелям, раскольникам, чтобы решить свои личные проблемы . И если "патриоты" его дейсвительно любят и ценят, то пусть будут иметь смелость и уважение любить Мазепу таким, без прикрас, с анафемой за клятвопреступление. Красивых и глянцевых любить легко, а вот такого, с грехами – слабо. Мне кажеться что таким отношением к Мазепе "патриоты" завоюют к себе большее уважение, чем суетой о том, как бы исхитриться и "отменить" реальную историю. В конце концов даже врага можно уважить, если он не суетиться и честен перед собой.
  Одинoков    12.05.2009 17:04
Мне вдруг послышалось что-то родственное в этих двух именах: Мазепа и Азеф…
"Бывают странные сближенья…"
  Орос    12.05.2009 16:48
Сам Гоголь вовсе не осуждал Мазепу и даже считал его несправедливо оклеветаным. Вообще то, как рьяно взялись за Мазепу наши российские "оппоненты", показывает, что мы его оцениваем правильно. И слава Богу, что в УПЦ есть здоровые силы, не одни <…>.
  Василий__    12.05.2009 12:36
"Политическим православным" является именно архимандрит Киилл (Говорун) и его покровитель епископ Александр Драбинко и пропагандист азепинства прооиерей Георгий Коваленко Все они – слуги Ющенко а не Бога

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика