Русская линия
Русская линия29.10.2008 

Сербская Православная Церковь: Столкновение «реформаторов» и «консерваторов»

Выбор нового Патриарха покажет не только, какое из течений внутри священноначалия СПЦ сильнее, но и существенно скажется на будущем Церкви в Сербии

Патриарх Павел на улице БелградаПосле подтверждения сообщений о том, что патриарх Павел планирует уйти на покой и заявлений о выборах нового главы СПЦ, в ее верхах снова актуализировалось деление на владык-«новаторов» и владык-«консерваторов». Выбор нового Патриарха, говорят осведомленные источники, покажет какое из двух течений сильнее, но и в большой степени определит будущее СПЦ.

Осведомленные источники утверждают, что неофициальным лидером «реформаторов» является митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, в то время как, «стариков» возглавляет епископ Рашко-Призренский Артемий. Первые выступают за реформу Церкви и церковных обрядов, за сближение и «взаимопонимание» с католиками и протестантами, а «консерваторы» выступают категорически против каких бы то ни было перемен в СПЦ.

Факты:

— Известие о намерении Патриарха вскоре оставить свой пост, подтверждено в пятницу 24 октября
— Патриарх Павел возглавил СПЦ в 1990 году
— В качестве Епископа Рашко-Призренского Патриарх Павел прослужил в Косове полных 34 года
— Согласно всем соцопросам, Патриарх Павел наиболее симпатичная для всех личность в Сербии

Поворот к Западу

Сербские архиереи-реформаторыРелигиовед Мирко Джорджевич, считающийся одним из наиболее серьезных знатоков того, что происходит в верхах СПЦ, сказал в интервью «Пресс», что до «тихого столкновения» среди священноначалия СПЦ дошло два года назад, когда одна часть владык решила изменить отдельные детали в служении Святой литургии.
«„Новаторы“ или „реформаторы“ полностью отказались от завесы на алтаре, обосновывая это тем, что нет абсолютно ничего, что отделяет алтарь и священника от присутствующих верующих. Затем, они настаивают на том, чтобы священник поворачивался и к западу, а литургия служилась бы на сербском языке. Руководители этого течения кроме Амфилохия, это еще и епископ Шумадийский Йован, ушедший на покой владыка Афанасий (Евтич) и владыка Жичский Хризостом. А также молодые владыки — Феодосий Липлянский и Григорий Герцеговинский. Их основное намерение — приблизить Церковь к Европе, Западу, приблизиться ко всем христианам, и к католикам, и к протестантам в том числе», — объясняет Джорджевич.

Чего добиваются «реформаторы»:
— Отказ от завесы на алтаре
— Священник обращен и к западу
— Литургия на сербском языке
— Сближение со всеми христианами

Сербские архиереи-консерваторыВ отличие от этих реформистов, другое течение, так называемые «консерваторы», настаивают, чтобы литургию служили как и все восемь веков до этого.
«Они категорически против любых реформ. Они выступают за то, чтобы в церквях служили, как во время Святого Саввы. Они требуют сохранения завесы на алтаре, чтобы священник во время литургии временами удалялся от верующих, чтобы литургия велась на церковнославянском языке. Они категорически против диалога с католиками и протестантами. Этому течению принадлежат, прежде всего, владыка Артемий, владыка Зворничко-Тузланский Василий, и большинство владык за рекой Дриной», — подчеркивает Джорджевич

На вопрос, кому сейчас ближе Патриарх Павел, Джорджевич отвечает, что это трудно сказать: «Согласно определенным ранним высказываниям и поступкам Патриарха, можно сказать, что он ближе консерваторам. Он открыто и бескомпромиссно был против того, чтобы Рождество праздновалось 25 декабря, хотя эту дату приняли почти все православные церкви в мире… Но сейчас с уверенностью никто не может сказать, кому Патриарх ближе, тем более после того, как Амфилохий назначен его заместителем», — говорит Джорджевич и добавляет, что он почти уверен, что в ноябре нового Патриарха выбирать не будут, его выбор перенесут на майское заседание.

Чего добиваются консерваторы
— Занавесь на алтаре остается
— Литургия как во времена Святого Саввы
— Служба на старославянском языке
— Никакого диалога с Ватиканом

Отсрочка на три месяца

С другой стороны, аналитик Живица Туцич считает, что нет причин не рассматривать просьбу Его Святейшества уже в ноябре: «Если он действительно просил об этом, то эту просьбу надо удовлетворить. Только, может быть, СПЦ нужно было бы выйти к общественности с еще какими-то фактами, чтобы прекратить различные домыслы. Одно можно сказать с уверенностью: просьба об уходе будет рассматриваться на ноябрьском Соборе, потому что это воля Патриарха. В связи с этим, будет принято или решение о выборах нового Патриарха, или, в соответствии с уставом СПЦ, выборы будут отложены на более позднее время, но не позднее трех месяцев».

С.Войнович
«Пресс», 28 октября 2008 года

http://www.pressonline.rs/page/stories/sr.html?view=story&id=50 009§ionId=37

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

http://rusk.ru/st.php?idar=105509

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Тихомиров Павел    03.11.2008 01:33
Дело в том, что в СПЦ уже давным давно служат на народном (штокавском) языке. Интересна мотивация. Сербы утверждают, что ц/с является версией русско-славянского, который, в свою очередь, является версией староболгарского. Поэтому сербы не хотят служить на староболгарском. (Кто не знает, объясню, что отношения сербов и болгар – это похлеще, нежели великороссов и галичан). впрочем, это не повод для того, чтобы служить на языке, изобретенном в 19-м веке сербскими масонами в рясах и без оных.
Среди сербских обновленцев много недоуменных вопросов. Интересно по этому поводу высказались на конференции ревнителей, организованной иг.Симеоном:
"им (обновленцам) самим трудно сослужить друг с другом – одни то, изменили, другие это. И "обновленного канона", единого для всех их, пока что не существует".
  Димитрий, СПб    30.10.2008 17:36
Премного благодарен Вам, Михаил, и Вам, Георгий, за ответы. Помогай Вам Господь!
  М.Яблоков    30.10.2008 15:42
На самом деле, Димитрий, в отличие от священника архиерей только два возгласа произносит лицом к народу ("Горе имеем сердца" и "Благодарим Господа"). Первый же возглас же: "Благодать Господа нашего…" и священник также произносит лицом к народу. Остальные все молитвы Евхаристического канона и архиерей и священник совершают обращёнными лицом к Престолу на восток (за исключением последнего благословения).
Такая разница состоит в том, что архиерей, в отличие от свщенника, обладает ПОЛНОТОЙ благодати (древние говорили: где епископ, там и Церковь), и благословляет народ в начале Евхаристического канона НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА (именно при произнесении этих возгласов), а не как священник, только обращаясь к ЗАПАДУ с благословением во время первого возгласа. В Византийский период в этот момент также особо (отдельно от всех) благословлялся Православный Император, находящийся в храме на особом месте.
Вообще архиерейский чин литургии представляет собой наибольшую полноту обрядности по отношению к иерейскому чину. Священник является представителем епископа и без его благословения не может совершать литургию (см. антиминс). Архиерей наиболее явственно, в отличие от священника, представляет собой Образ Христа во время литургии (см. омофор), литургия, соответственно, совершается более торжественно. Да и Архиерейский Чиновник был менее подвержен редактированию, чем Служебник. Архиерейская литургия – "…полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1,23).
  Георгий Смагин    30.10.2008 15:42
"Интересно, каково количественное соотношение этих групп священства?"

так называемые "фанариоты" в Сербии не составляют большинства, но они поразительно активны и занимают основные позиции в управлении СПЦ..за сравнительно короткое время появилась целая группа "свежепоставленных" архиереев с целью создания численного преимущства на соборах, что позволит вещать якобы от имени всей Сербской церкви..многие из этих людей настроены просто руссофобски, чему я был свидетелем, пытаясь организовать с единомышленниками сербско-русский крестный ход по Сербии и Косово-Метохии..у нас имелось письменное благословение русского архиерея, управляющего одной из стаейших епархий..более того, мы даже получили поддержку в ОВЦС на проведение этой акции…удивительно, но с самым большим сопротивлением мы столкнулись в Сербии…как будто в вату попали..в результате наша инициатива была "мягко" заблокирована..позже владыка Артемий разъяснил нам почему…
в самой Сербии регулярно проходят выступления о недопустимости реформ..в Чачаке (Жичская епархия) вл. Хризостомом були запрещены ряд священников, отказавшихся служить измененную литургию и выполнявших решения минувшего Собора..вл. Хризостом вообще известен пылкой любовью к Фанару и прочим новинам..а совершенно недавно на Фрушкой горе вблизи Нови Сада под предводительством еп. Иренея проводилась экуменическая встреча со всеми соответствующими молениями и заверениями о дружбе и терпимости…группа мирян, вышедшая с протестом против творимого, была моментально задержана полицией, которую вызвал непосредственно еп. Иреней..
а между тем, Воеводина вот вот станет самостоятельным государственным формированием, повторив судьбу Косово и став жертвой лжи о мультикультурности и толерантности, одним из архитекторов которой является филокатолик и руссофоб еп. Иреней Булович, теневой предводитель сербских реформаторов…
  vlad    30.10.2008 14:02
'спиной к престолу', как Вы выражаетесь, архиерей (и, судя по всему, Ваш подражающий ему протоиерей) произносит возгласы, предшествующие молитве евхаристического канона и обращенные к народу. Сходите в воскресенье на архиерейскую Литургию или почитайте ее чинопоследование – литературы сейчас масса.
  Димитрий, СПб    30.10.2008 11:39
Re: М.Яблоков 29.10.2008 13:03
Не, фамилия у этого протоиерея вроде русская.
Re: vlad 29.10.2008 14:32
Спасибо, понял. На Евхаристическом каноне священник священнодействует лицом к престолу, а архиерей – лицом к народу, спиной к престолу. Кто-нибудь знает, всегда ли так архиерей служил и какова здесь духовная подоплёка?
Кстати, в газете "Вера" был материал об исповеди и причастии в СПЦ, там говорилось, что часть свящества там придерживается русской практики(перед причастием – пост, затем исповедь), а часть – греческой(причастие не связано жёстко с постом и исповедью). Интересно, каково количественное соотношение этих групп священства?
  vlad    29.10.2008 14:32
архиерей же возглашает все эти возгласы "спиной ко Господу", точнее, лицом к народу, к которому они и обращены – прочитайте внимательнее текст.
  Георгий Смагин    29.10.2008 13:50
наконец то РЛ (за что спасибо ей) назвала все своими именами…только вот не указано имя вдохновителя всех сербских реформ – еп. Бачского Иренея Буловича..кроме того, речь идет о изменении реформаторами непосредственно Евхаристического канона…вышеуказанный Иреней также является ректором богословского факультета Белградского университета, где богословие аввы Иустина заменено ересями митр. Ионна Зизуласа…владыка Артемий (помоги ему Бог!) в приватной беседе сказал про упомянутых владык, что "они уже в расколе"…похоже, невидимая ранее линия противостояния в СПЦ обрела очертания и фактуру…нам нужно быть крайне внимательными поскольку сербские события это проекция на нашу действительность…
  Сельскiй бригадиръ    29.10.2008 13:50
**недавно я с удивлением лицезрел, как один благочинный протоиерей в начале Евхаристического канона вышел к самому краю солеи и лицом к народу давал возгласы, воздевал руки…(это, случаем не у католиков ли происходит подобное?)**

Вы абсолютно правы: В начале евхаристического канона при возгласах "Горе имеим сердцА" и проч., обращаться лицом на запад (к народу) – есть обычай, пришедший к нам от униатов Западной Украины. Этой униатской практики придерживался в свое время архимандрит Таврион (Батозский), а от него в Москву эта практика была занесена его духовными чадами (в отличие от о.Тавриона не симпатизировавшими ни обновленчеству, ни униатству: например, так служил недавно почивший прот. Димитрий Акинфиев в московском храме свт. Николая в Хамовниках). О практике архимандрита Тавриона см: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112908
  М.Яблоков    29.10.2008 13:03
…Евангелие и у нас кое-где уже читается лицом к народу и на русском языке…
Это явное обновленчество.

…А вот недавно я с удивлением лицезрел, как один благочинный протоиерей в начале Евхаристического канона вышел к самому краю солеи и лицом к народу давал возгласы, воздевал руки…(это, случаем не у католиков ли происходит подобное?)…
На Евхаристическом каноне Царские врата вообще закрыты. Если протоиерей имеет награду служить с открытыми Царскими вратами, то это всё равно неправильно. Так делает только архиерей с трикирием и дикирием, это прерогатива архиерейской службы, к католикам это отношение не имеет, разве к униатам… Благочинный не хохол?…

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru