Русская линия
Русская линия Иван Смирнов04.07.2008 

Иногда они возвращаются.
Марийские язычники пытаются раздуть очередной религиозно-этнический скандал

После недавней провокационной выходки на Пятом всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске президента Эстонии, страны, бесцеремонно возложившей на себя «кураторство» над всеми финно-угорскими народами России, мало у кого остались сомнения в лицемерной политической ангажированности «правозащитных» телодвижений «братьев эстов». При этом, как известно, особо трепетные чувства «горячие эстонские парни» питают к марийским националистам, которые в последнее время активно пытаются присвоить себе право говорить (а точнее — скандалить) от лица всего марийского народа.

Очевидно также, что разыгрывание ими с подачи мировой закулисы «марийской карты» нацелено не только на этническую, но и на религиозную дезинтеграцию, так как кампания за «возрождение марийского народа» давно уже ведётся под знамёнами «традиционного» язычества, противопоставляемого «чуждому», насильственно навязанному марийцам «русскими колонизаторами» православию. Вряд ли нужно объяснять, что такие политические камлания способны нарушить единство и самого марийского народа, в массе своей пребывающего в лоне РПЦ. Впрочем, такие «мелочи» англоязычного финно-угра Тоомаса Хендрика Ильвеса и его сообщников-русофобов, по-видимому, нисколько не смущают.

Новая геополитическая конъюнктура и постоянно увеличивающаяся евро-прикормка марийских национал-язычников напрямую способствуют появлению всё новых «фактов» ущемления прав марийцев в России, с упованием обсасываемых «правозащитниками» различных мастей и охотно тиражируемых либеральными масс-медиа. Так, незадолго до открытия конгресса в Ханты-Мансийске, электронные СМИ облетела очередная «страшная» весть об ущемлении прав приверженцев «марийской традиционной религии» (МТР) в селе Старый Куклюк Елабужского района Татарстана. Причём, известную пикантность ей придаёт то обстоятельство, что на сей раз поклонники Кугу Юмо пострадали не от вездесущих «великорусских шовинистов», а от местных «татарских властей». Что же натворили эти распоясавшиеся «черемисофобы»?

Заголовки статей вопиют: «Татарские власти запретили марийский праздник», «В Татарстане запретили проведение марийского языческого обряда», «Несвобода совести (Кадыров запретил марийским язычникам молиться)"… Как сообщается на сайте «Newsmari.ru», приверженцы МТР села Старый Куклюк «получили официальный запрет на проведение ритуалов согласно канонам собственной религии», чем якобы «власти Татарстана грубо нарушили Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г.. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Из публикации следует, что «верующие села Старый Куклюк» запланировали на 6 июня 2008 г. «очередное моление по древним марийским обычаям», однако «неожиданно марийцы получили от татарских властей официальный запрет». При этом сразу же обращает на себя внимание привычная для такого рода сообщений «игра слов»: запланировали-то моление «верующие», а отказ получили «марийцы».

Для пущей наглядности на сайте была даже вывешена копия ответа руководителя аппарата Совета Елабужского муниципального района Н.К.Кадырова на имя заместителя председателя Национально-культурной автономии марийцев «Мари Памаш» Г. И.Тронтовой об отказе проведения языческого обряда-молебна «в селе Старый-Куклюк на заброшенной территории старой школы» с вполне ясным обоснованием причины этого: «во избежание конфронтации в религиозной среде среди местного населения». Однако аргументация «татарских властей» почему-то с ходу игнорируется. Ссылаясь на слова руководителя марийской общины Набережных Челнов Л.В.Шабалина, который в публикации фигурирует как «священнослужитель (карт) местной религиозной общины МТР», «Newsmari.ru» пишет, что «жителей марийского села запугали», и «многие боятся гонений властей». Ужас, да и только!

Впрочем, тут же сообщается, что Л.В.Шабалин всё же провёл 13 июня 2008 года «традиционное моление». То есть, либо язычникам, по большому счёту, было глубоко наплевать на то, разрешат им это делать местные власти или нет, либо они всё же вскоре получили такое разрешение, но намеренно умолчали о нём. Так для чего же тогда затеивалась вся эта «обличительная» кампания? Ответ напрашивается сам собой — марийским национал-язычникам нужен «общественный резонанс», желательно — скандальный. «В случае, если марийские активисты в Татарстане будут преследоваться и впредь, — заявляется на «Newsmari.ru», — централизованная религиозная организация Марийской Традиционной Религии намерена обратиться в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации».

Не заставила себя долго ждать и «правозащитная» общественность. Кочуя с сайта на сайт, новость начала обрастать «историческими» комментариями, один забавнее другого. Так, например, на «Sobkorr.ru» читаем, что: «В настоящее время в Татарстане насчитывается около 20 тысяч этнических марийцев. В основном, они компактно расселены в сельских районах республики. Большинство местных марийцев являются чимари — «некрещёные чистые марийцы». Чимари бежали на территорию современного Татарстана в XVIII веке от насильственной христианизации Марийской земли».

Не хочется разочаровывать автора этих фантазий, живущего категориями восемнадцатого века, но в сознании марийцев за это время произошли существенные изменения, о чём свидетельствуют, в том числе, и многочисленные факты обращения их в православие в следующем девятнадцатом веке. И сегодня многие из марийцев, как в самой Марий Эл, так и Татарстане, обращаются в своих молитвах ко Христу, попадая тем самым, по терминологии язычников, в категорию «нечистых» марийцев. Между тем, ни о каких зарегистрированных в Татарстане религиозных организациях МТР никто что-то не слышал. Так что, как говорится, не «чимарите», да не «чимаримы» будете.

То, что местные национал-язычники не только жонглируют словами, но и, мягко говоря, кое-чего не договаривают, можно понять уже после самого поверхностного знакомства с историей села Старый Куклюк. Благо дело, оно довольно хорошо известно в республике, так как о нём любят писать местные СМИ в качестве положительного примера общежития представителей разных национальностей. Мне, как человеку, некоторое время работавшему в Елабужском районе в одной из тамошних газет, тоже хорошо известно, что в Старом Куклюке, помимо марийцев, проживают в значительном количестве русские, кряшены, татары, чуваши и люди других национальностей. Так что, называть «марийским» село, почти половину жителей которого составляют немарийцы, уже не правильно. Это, во-первых.

Во-вторых, приверженцы МТР среди тамошних марийцев до того времени, как Л.В.Шабалин и его закопёрщики начал вести в Старом Куклюке «возрожденческую» пропаганду, замечены не были. Последние языческие жертвоприношения в селе проводились в начале двадцатых годов прошлого века, и потребности в их возрождении подавляющее большинство местных марийцев (исповедующих, как русские и кряшены, православие) не испытывали и не испытывают. И ущемлёнными в правах, в отличие от челнинского «чимаря», они себя не чувствуют, так как имеют возможность изучать в местной школе родной язык и в полной мере удовлетворять свои национально-культурные потребности. Поэтому насчёт «очередного моления» сайт «Newsmari.ru» тоже неумно «пошутил». Смехотворно в связи с этим выглядит и обвинение в адрес «татарских властей» в запугивании марийцев: не иначе, как татары (читай — мусульмане) пытаются всеми мерами удержать их от «отпадения» в язычество. О крепости марийцев в православии, стало быть, заботятся…

В-третьих, не понятно, с какой такой стати Л.В.Шабалин именуется картом «местной религиозной общины МТР». Что это за «община» такая, кому она вообще известна? Допускаю, что у марийских язычников жречествовать может любой желающий, но мы всё же не при первобытнообщинном строе живём, и, коль уж уподобил вас Кугу Юмо создать религиозную общину, то хотя бы зарегистрируйте её по закону, как регистрируются православные, мусульманские и прочие общины. Иначе чего стоят все эти вопли по поводу нарушений Конституции России и Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»? Режьте себе в узком семейном кругу баранов под какие угодно причитания, но потрудитесь уважать и законы государства, в котором проживаете. А также — право выбора тех своих соплеменников, кто не разделяет ваши языческие взгляды.

И нет ничего удивительного в том, что Совет Елабужского муниципального района опасается религиозной конфронтации. Значит, в отличие от уроженца Старого Куклюка Л.В.Шабалина, готового ради своих националистических амбиций внести раскол в марийское общество, местные власти с высокой степенью ответственности подходят к сохранению межконфессионального равновесия. И вряд предпринятая им попытка раздуть на пустом месте очередной религиозно-этнический скандал будет с восторгом воспринята в Старом Куклюке. Ведь марийцам грех жаловаться на местные власти, особенно в части содействия проведению традиционных праздников, где во множестве наличествуют и древние обрядовые элементы.

Так, какие же цели преследуют марийские национал-язычники, пытающиеся разговорами о «возрождении древних традиций» вернуть паству Христову в заброшенное языческое стойло? Ответ очевиден: чтобы «развести» марийцев с русскими необходимо оборвать связывающие наши народы духовные связи, а что может быть прочнее уз православного братства? Вот и варят разные «чимари» жертвенную кашу из ржавого топора, радуя своих эстонских «кураторов» всё новыми «фактами» ущемления прав марийцев в России. Вот только как бы эта каша самим им не стала поперёк горла.

http://rusk.ru/st.php?idar=105291

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  И,Е.Алексеев    08.07.2008 10:29
Цитата – в тему – из статьи епископа Андрея (князя А.А.Ухтомского) 1909 года: «Между тем, люди легкомысленные, праздно проводящие время во всяких нелепых развлечениях, не знают даже, как нужно молиться и где… Очень часто можно слышать: «Зачем я пойду в церковь? – Молиться можно везде!» Это буквальное повторение слов язычников черемис, которые и уходят молиться в свои керемети. Могут ли этим кереметникам-черемисам сказать что-нибудь светлое и святое наши кереметники-интеллигенты о душевном возрождении? – Разумеется, нет!
Наши духовно-невежественные люди, с университетскими и другими дипломами, почти всегда считают себя полными адогматистами.
Они настолько «веротерпимы» в своём ничего неведении, что уважают одинаково (очень мило!) все религии… И не подозревают они, что цивильские язычники чуваши говорят совершенно то же самое и остаются при своём жалком миросозерцании, в своей «Адамовой» вере, не дающей им ни потребности знания, ни любви, ни жажды просвещения, одним словом, ничего такого, чем украшается жизнь истинных христиан».
(Сотрудник братства Святителя Гурия. – 1909. – № 1 /5 декабря/. – С.с. /1/ – 2.)
  Natalie    07.07.2008 18:19
"Ну кто мешает ходить на этот праздник и после этого сходить в церковь по-молится. За рубежом вот многие Хелоуин отмечают, который является языческим. И нет у них никакого религиозного раскола."
Вы, может, не знаете. Так спросите у любого православного священника и он Вам скажет, что участие в языческих ритуалах означает отречение от Христа. Если в Бога не верите и ада не боитесь, тогда "никто не мешает". Только в Церковь лучше не приходите – Бог накажет еще сильнее. Или отрекитесь от язычества раз и навсегда.
  Елабужанин    07.07.2008 10:03
Понимаете, как лично я понял из статьи, речь здесь идёт совсем не о язычестве: хорошо это или плохо. Хотя для человека православного (как и для мусульманина) подобного вопроса вообще возникать не должно. Речь идёт о преднамеренной дезинформации, которая используется в антироссийских целях.
На сайте Religare.ru я вступил в «переписку» по этому вопросу с неким «Раменем». По ходу навёл в своём районе подробные справки. И вот, что выяснилось. Позволю себе повторить в общих чертах то, что написал на Religare.ru.
Отказ за подписью Н.К.Кадырова на имя Г.И.Тронтовой последовал 3 июня 2008 г. 10 июня Л.В.Шабалин в администрации Елабужского муниципального района получил устное разрешение на проведение обряда-молебна. 13 июня он его провёл в качестве карта, не уведомив о том ни главу местного самоуправления, ни местных жителей, среди которых преобладают православные марийцы. Причём, последние с самого начала отрицательно отнеслись к инициативе Л.В.Шабалина. В тот же день на Newsmari.ru появилась статья «Татарские власти запретили марийский праздник». Мало того, вскоре Л.В.Шабалин отписал бумагу министру культуры Мари Эл и главному жрецу А.И.Таныгину, где помянул и о полученном им разрешении и о том, что настоящий карт на обряд не приехал, а в самом Старом Куклюке «никаких инцидентов и гонений не было». Л.В.Шабалин ходил и «раскручивал» на языческий обряд всех марийцев, в том числе и православных, и большинство его не поддержало. Даже денег с местных властей хотел на барана состричь. Но пришло всего около десятка человек. Вот и пустили «дезу», что их «татарские власти» не пущали. Если бы этой «инициативной группе» не нужен был скандал, то провели бы обряд тихо-мирно. Мало ли у нас кто «пикники» на природе устраивает. А тут, как правильно пишет автор статьи, главное нужно было устроить скандал. И татар зачем-то приплели. Со всеми что ли хотели отношения испортить?
Когда я всё это в несколько заходов изложил господину «Раменю», он привёл свой самый «убойный» аргумент. Вот он:
«Ну, кто как себе пиар делает…
Это уже личностные особенности.
А десять человек на первый раз – это уже немало.
И НЕ скандал это, а уведомление.
И напоминание людям – «откуда они есть пошли» – тоже невредно.
Да и вообще – почитайте книгу «Легенды и мифы древней Волги» Саратовского издания 1997 года – там подробно описана катехизационная деятельность монастырей вплоть до 19-го века. Вся схема в подробностях.
Так что НАПОМИНАТЬ об этом СТОИТ.
Иногда – и скандальным способом.
Не зря же говорят – «Скандал – лучшая реклама».
Думаю, комментировать тут особо нечего. Читайте «Легенды и мифы…» с описанием «катехизационной деятельности» православных монастырей и устраивайте скандалы.
И это ведь всего один из эпизодов давнишней провокационной кампании. Думаете, нужны нашим заграничным друзьям все эти марийцы, коми и ханты с манси? Они более глубоко глядят. В самые недра. Причём, в прямом смысле. Ведь в «финно-угорских» землях зарыты несметные природные богатства, и надо срочно доказать, что Россия распоряжаться ими не имеет никакого права. А Вы говорите, Косачёв эстонских «гостей» обидел…
  PeshSay    06.07.2008 12:50
Я прочитал сатью "Татарские власти запретили марийский праздник", а теперь и эту прочитал. Хочу сказать вот что.
Спасибо за статью, зная две противоположные точки зрения на эту ситуацию добавляется объективизма. Но уж очень вы эмоцианально реагирует на попытки марийцев возрадить свои обычаи. Не надо критиковать меня что господина Шабалина я заменяю словом марийцы. Если бы Шабалин был единственным в своих намерениях я бы его только и упоминал. А так он не один, кто хочет возрадить эту традицию. Если марийцы пытаются получить разрешения, то они наверное хотят получить хоть какой-то официальный статус этому событию, чтобы больше марийцев пришло на этот праздник. А так как получение официального разрешения есть большой шаг для популяризации этого праздника, то естественно на отказ в официальном разрешении будет горячий ответ.
Всем известно, что в Татарстане не только татары живут. И когда проводят сабантуи не каких же религиозных конфликтов не происходит, почему при проведении праздника-марийского моления должен быть какой-то религиозный конфликт, которого власти так опасаются, непонятно.
И что такого, что этот праздник – языческий ритуал. Ну кто мешает ходить на этот праздник и после этого сходить в церковь по-молится. За рубежом вот многие Хелоуин отмечают, который является языческим. И нет у них никакого религиозного раскола.
Хочу также сказать по поводу Финно-Угорского саммита в Хантах(сокращенно Ханты-Мансийске). Это, во-первых, финно-угорский саммит, приехали кроме финно-угров из России гости с далеких стран, чтобы рассказать о своем опыте, поделиться мнениями и своим видением ситуации(демократия веть этого не запрещает). А тут товарищ Косачев сорвал все мероприятие, которое проводится, между прочим, всего 4 раза в год, заставив гостей уйти. Не знаю правда Косачев относится к финно-ургам или нет, но у финно-угорский нородов вообще-то принято относится с уважением к гостям. Ну как после этого относится к такому человеку как Косачев?!
  Елабужанин    04.07.2008 17:16
Автор прав – вся эта истерика выеденного яйца не стоит. Знакомый из Куклюка рассказывал, что на молебен собралось человек десять. В основном – родня этого самого липового «жреца». Ну, умертвили бедного барана, сварили кашу. Постучали ножом по топору. Никто им не мешал. А раструбили на весь свет, будто на них гонения возводит. Ведь кто-то подумает, что у них там тысячи язычников в застенках томятся, молиться им не дают. Теперь ещё центром язычества в районе себя объявят. Вот так у нас на пустом месте, при поддержке всякой «оранжевой» шпаны, и создаются очаги напряжённости.
  Игнат    04.07.2008 13:35
Прекрасная статья. Правильно выбрана лексика.
Наглецов – по сусалам. Других вариантов нет.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru