Русская линия | Станислав Минаков | 16.01.2008 |
Здесь, на Украине, всё совсем не так, как представляет себе миру небольшая прослойка укрнационалистов, и не так, как видится ситуация из России. Попытаюсь помочь кое-что допрояснить российскому читателю. В том, что такое прояснение необходимо, меня убеждают мои встречи с жителями не только Москвы, Питера, Казани, Владивостока, но и, как ни странно, соседа Харькова — Белгорода (оба города входят в русскую историческую область, называемую Слобожанщиной).
Я свяжу свою «пояснительную записку» с конкретной датой, конкретным событием — которое, как мне представляется, стало переломным в новейшей украинской истории.
17 января исполняется год со дня трагической кончины экс-губернатора Харьковщины Евгения Кушнарева, одного из самых ярких политиков и государственных деятелей Украины новейших времен. Все было бы, как сказал поэт, «иначе гораздо», если бы Кушнарев был жив. По-другому вели бы себя и его политические оппоненты, и иным, без сомнения, был бы расклад в стане его политических соратников. Можно без преувеличения сказать, что иной была бы жизнь всей Украины. Однако — несомненно его продолжающееся присутствие в духовной жизни: тех единиц, кому он был близок лично, и тех миллионов, для кого он стал дорог как защитник ментальных ценностей, от которых нельзя отречься, через которые невозможно переступить ни при каких обстоятельствах.
Всё ясней становится, что второй этап оранжа начался 17 января 2007 г., с выстрела в Евгения Кушнарева. Именно этим выстрелом был убран из земной жизни человек, на котором воистину сошелся свет клином, потому что цивилизационный разлом, провоцируемый известными силами, прошел по сердцу Кушнарева. Кто-то полагает, что произошла, как сказал бы классик, «драма на охоте»; люди же, мыслящие более критично, убеждены, что это была спланированная акция. Для человечьего правосудия, безусловно, имеет значение — кто убил Кушнарева: чей палец (случайно или нет) нажал на спусковой крючок, кто послал стрелявшего (если таковые были). Похоже, мы никогда не узнаем правды об этом роковом выстреле. Правосудие, как у нас повелось, молчит. А мы констатируем: вне зависимости от земной правды, уход Евгения Кушнарева был и остается провиденциальным.
Две ноябрьских сессии
СМИ, назвав эту сессию исторической, дали комментарии в том духе, что «губернатор Е. Кушнарев и его команда фактически отказались признавать центральную власть в стране, решив прекратить выплаты в госбюджет, передать областное управление МВД И МЧС в прямое подчинение областному совету, а кроме того, запретить трансляцию на территории области нескольких телеканалов».
А уже 26 ноября 2004 г. на чрезвычайной, Х? Х сессии Харьковского областного совета IV созыва Евгений Кушнарев сообщил: «В области создан так называемый Национальный комитет спасения… Основная цель его — организация поддержки всеукраинской забастовки… блокирование всех артерий жизнедеятельности Харьковского региона… удерживать обостренную ситуацию до передачи власти Ющенко… уделить особое внимание надежности, спортивной подготовке и боевым качествам. И дальше — взять в осаду здание облгосадминистрации, заставить Кушнарёва уйти в отставку…
Идёт ползучая революция, на западе Украины захватывают государственные органы власти, фактически государственная власть больше не функционирует… Мы в шаге от страшных событий, которые, если ситуация не будет успокоена, могут закончиться только гражданской войной… В этот ответственный час я готов взять на себя всю полноту власти и ответственности за судьбу Харьковщины… Это испытание, это чрезвычайное испытание, которое выпало на нашу долю, и на мои плечи. Когда я выходил несколько минут назад из своего кабинета, я попросил поддержки у Божией Матери. Мы удержим ситуацию. Всё будет хорошо. Я в это верю, я это сделаю!»
Харьковчане видели по ТВ, что при последних словах — «чрезвычайное испытание», «попросил поддержки у Божией Матери» — у оратора перехватило дыхание и выступили слезы на глазах. Говоривший отдавал себе отчет в том, чем чреваты его действия. Но это был осознанный, неслучайный выбор. И это был первый его шаг по пути, который мы теперь назовем дорогой на Голгофу. Всем стало ясно, какие ценности защищает этот человек невысокого роста с красивым низким баритоном, которого еще недавно поругивали на домашних кухнях как представителя власти (два года возглавлял администрацию президента Кучмы), вместе с тем почитая лучшим, толковейшим, самым интеллектуальным в стране мэром, а потом и губернатором.
Там — точка перелома, пункт, после которого не было возврата к компромиссам, втягиванию в новые игры (а ведь Ющенко предлагал Кушнареву перейти в лагерь оранжевых). Многие, включая тогдашнего мэра Харькова Шумилкина, потекли на оранжевую сторону, почувствовав, что та берет сиюминутный верх. Это о таких в 1919 г. написал И. Северянин, чье стихотворение «Крашеные» не утратило актуальности и теперь, потому трудно избегнуть соблазна привести его целиком:
Сегодня «красные», а завтра «белые» —
Ах, не материи! ах, не цветы! -
Людишки гнусные и озверелые,
Мне надоевшие до тошноты.
Сегодня пошлые и завтра пошлые,
Сегодня жулики и завтра те ж,
Они, бывалые, пройдохи дошлые,
Вам спровоцируют любой мятеж.
Идеи вздорные, мечты напрасные,
Что в «их» теориях — путь к Божеству.
Сегодня «белые», а завтра «красные» —
Они бесцветные по существу.
У стороннего наблюдателя возникло тогда ощущение, что трезвомыслящий, прагматичный Кушнарев игнорирует осмотрительность, действует не как расчетливый политик, а как духовный вождь. Но в том-то и дело, что это и была миссия — понятая и принятая им. А он всегда умел брать на себя ответственность.
Кушнарев действовал уже не только от лица жителей Харьковской области (во втором туре президентских выборов 21 ноября 2004 г. в Харьковской области за Януковича было отдано 70,25% голосов, а за Ющенко — 24,05%). Он принял на себя большее — он понял, что вражеское острие (мы помним, кого православная традиция называет врагом) направлено в духовные ценности его народа, и значит, именно в его сердце.
Дальше — было лишь восхождение Кушнарева.
Северодонецк
«Нет сомнения, что в течение недели в Украине осуществлялся тщательно спланированный и подготовленный, великолепно профинансированный антигосударственный переворот. По самым современным технологиям оболванивания людей пытались любым методом, в том числе и силовым, воцарить на трон самозваного президента…
Но не надо испытывать наше терпение… на любой выпад у нас есть достойный ответ — вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева — 480 километров, а до границы с Россией — 40!
Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищен. Защищены его права, его культура, его язык, его история, его традиция и его обычаи. Мы понимаем, что восток имеет серьезнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!
Мы должны защитить, сохранить главный духовный стержень, который нас объединяет, нашу веру. Мы не примем навязываемый нам образ жизни, мы не примем чужие символы, наш символ — православие!
Дорогие друзья, мы хотим спокойно жить, работать, созидать, творить, но над нашей страной, над нашим будущим нависла страшная оранжевая угроза. Поэтому еще раз призываю всех быть непоколебимыми, стать в полный рост и отстоять наш выбор.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С нашистской силой темною,
С оранжевой чумой!..
С нами Бог и Правда!»
За эти слова потом, в августе 2005-го, обвиненный в сепаратизме Кушнарев был арестован, в ответ на что сразу объявил голодовку и был, изможденный, на 9-й день отпущен под крупный денежный залог.
Когда Кушнарев говорил в Северодонецке о Галичине, понятно, что у него прорвалось «отложенное возмущение» — то, что подавлялось им в себе прежде. Почему, собственно, по какому праву часть (Галичина) ставит себя выше целого (Украины), берет на себя менторские полномочия, учит всю страну — языку, культуре, образу жизни, унижая и оскорбляя остальных? Ради каких таких целей позволительно выступать и во имя чего прикажете это терпеть?
Терпели. Но помаранчевый майдан, подкормленной зарубежными деньгами, «урвав тэрпэць» восточно-украинцев. В критическую минуту исторического вызова пружина разжалась. Скрепы компромиссов, принятых в общественно-политической украинской игре с 1991 г., лопнули. Озвучено это состояние умов и сердец оказалось устами Е. Кушнарева, который ощутил брошенный временем вызов как личный — и стал выразителем мыслей и чаяний значительного числа жителей востока и юга Украины, их идеологом.
И стало окончательно понятно: если единая Украина и возможна, то не на основе моноэтнизма, монолингвизма и русофобии, протащенных в XXI век пещерными националистами, а на равных правах, на условиях федерализма, правового паритета общественно-национальных территорий страны. Галиция может опылять себя в своем регионе сколь угодно, ставить памятники Петлюре и Бандере, переименовывать улицы — Лермонтова в Дудаева; Некрасова — в какого-нибудь Кука; Тургенева — в еще какого-нибудь эсэсовского прихвостня, но никто не имеет права даже во Львове обливать краской и уродовать бюст Пушкина в Русском культурном центре. И все-таки: даже в самом «разъевропейском» Тернополе пропаганда фашизма должна преследоваться по закону!
«Конь рыжий»
Потом его терзали судами — по мелко- и многозначительным поводам. Все суды (более десятка) были выиграны им у оранжевых.
Его хотели также лишить депутатства, но не удалось. В этот же межеумочный период оранжевого безвременья Кушнарев создал общественное движение «Вместе — вперед!» и партию «Новая демократия».
Принявший свой крест Кушнарев был врагом партии ненависти. Благость намерений у воплотителей оранжевого переворота он подверг не сомнению даже, а развенчанию — в книге «Конь рыжий. Записки контрреволюционера» (2005), вскрыв подлинные мотивы и способы их действий: жажду личной власти, конвертируемую в передел собственности, обманное зомбирование масс (с помощью революционной риторики и специальных технологий), показав роль зарубежной указки. Кушнарев утверждал, что «свободу можно обрести лишь в созидательном, умножающем общественное достояние действии, а никак не в действии разрушительном».
Кроме того, он успел опубликовать (в еженедельниках «Новая демократия» и «2000″) несколько больших аналитических статей, где сформулировал свое видение государственного устройства Украины, национальной политики. Потом, сразу после его кончины, в Киеве вышел том „Выборы и вилы“ („Довира“, 2007).
Но книга „Конь рыжий. Записки контрреволюционера“, симптоматично изданная в Харькове, стала первым концентрированным духовным и интеллектуальным ответом на оранжевый вызов.
В ней Кушнарев написал: „Дуэль“ Ющенко и Януковича, в какую бы личностную плоскость ее ни переводили, состоялась у незримого и многие десятилетия не ощущавшегося нами барьера — между ценностными устоями востока и запада Украины. Объективные различия в структуре и удельном весе в экономике государства восточного (преимущественно индустриального) и западного (большей частью аграрного) регионов и связанная с этим различная степень напряженности в социальной сфере не приводили к межрегиональному противостоянию. До той поры, пока известная политическая сила, своевольно разделившая Украину на „нашу“ и „не нашу“, настоящую и не очень, не предприняла попытки привести к единому знаменателю весьма различную ментальность украинцев на востоке и западе. (Произнося „украинцы“ — я подразумеваю не этническое, а политическое, гражданское содержание этого понятия.) У каждого региона соборной Украины своя история, разные дороги привели их в единое украинское государство. Но вот они вместе, непохожие в своем видении прошлого, в своих оценках настоящего, но, уверен, единые в своем желании видеть родину (а такой Украина является для всех нас) процветающей и уважаемой в мире. Кому понадобилось свести все культурное многообразие, многоцветье народных традиций к одному навязчивому цвету? Кому мешало свободное использование родного языка? Чью душу бередила не только географическая, но и духовная близость русского народа? Убежден — тем, кто не Украину любит в себе, а себя в Украине».
В Партии Регионов
Это именно Кушнарев прибыл в Феодосию, когда туда вошли корабли НАТО.
И это он, не выдержав мессианских многоглаголаний, в ночь на 2 августа 2006 г. покинул заседание по поводу так называемого «Универсала национального единства». Тогда Кушнарев выступил письменно:
«…Фактически нам предложен статус ассоциированных граждан своей страны. Правда, с правом покаяться и пройти этап перевоспитания. И начать мы должны с подписания президентского „Универсала“, как публичного отказа от своей веры, своего языка, своей культуры, своих убеждений.
У каждого человека, каждой политической силы есть своя граница компромиссов, за которой начинается клятвоотступничество. Я эту границу не перейду, потому что не могу предать память своих родителей и будущее моих детей.
Оказывается, мы, как и миллионы моих русскоязычных соотечественников — колонизаторы, уничтожающие своим языком родной для В. Ющенко — украинский. Мы ненавидим Украину, потому что, предлагая ее федеративное устройство, мечтаем разорвать ее на части. Что мы — пятая колонна чужого государства и восстановление добрососедских отношений с Россией — это измена своей Родине. Что мы безграмотные и зашоренные, потому что не можем понять всех выгод от вступления в НАТО. < >
Сказать, что я испытал потрясение и унижение — этого мало. Нам предложили не примирение, а безоговорочную капитуляцию. С понижением в гражданских правах до конца жизни. Для нас и наших потомков. Я ушел оттуда, не дождавшись завершения этого фарса. Ушел к вам, мои друзья и единомышленники, для того, чтобы отстаивать наши права и свободы, из которых главные — право жить на родной земле, говорить на родном языке, хранить свою культуру, ходить в свою церковь…»
Теперь Евгений Петрович ушел и от нас, хорошо помнящих, что, к примеру, в гуманитарной сфере он стал инициатором и соучредителем самых знаковых, резонансных культурных начинаний в Харькове, в котором был в течение 6 лет председателем горсовета, а затем городским головой. Назовем лишь некоторые: Международный фонд памяти Б.А.Чичибабина, Международный музыкальный фестиваль «Харьковские ассамблеи», Харьковский фонд поддержки молодых дарований, объединение творческой интеллигенции «Круг"…
Но, кажется, не для всех он — яркий, харизматичный, умный — пришелся ко двору и в Партии регионов, куда он был привлечен, скорее, прагматично, для поднятия партийного рейтинга, и где оказался чуть ли не единственным спикером, кто внятно и отчетливо формулировал, ЗА ЧТО все-таки ДОЛЖНА бороться партия, выражающая ментальные интересы востока и юга Украины. До Кушнарева и после него, за редчайшими исключениями (имею в виду, в первую очередь, севастопольца В. Колесниченко и секретаря Донецкого горсовета Н. Левченко), никто в ПР этого не делал. Надо ли говорить, как возрадовался весь оранж, получив известие, что Кушнарева больше нет. Мерзким оскалом, потоками бесовского восторга и злобного сквернословия отозвалась на Интернет-форумах «партия ненависти».
Сразу словно бездна отверзлась: остался неозвученным духовный и интеллектуальный посыл граждан половины страны. И дело здесь, повторимся, не в персоне и «личном деле» политика или государственного чиновника Е.П.Кушнарева, а в чем-то неизмеримо большем. За что и заплачена самая высокая цена — его, одна, конкретная, уникальная, бесценная жизнь. Не за фунт изюму, не за власть и не за «бабло», а за великие общие ценности, унаследованные от родителей, родной культуры, национальной памяти, православной веры сложил голову Евгений Кушнарев.
И потому у меня — не родственника и не друга — когда я о нем думаю, до сих пор нередко «в груди стоит стакан слез» (как сказала известная русская актриса, потеряв сына), и потому я в каждодневной молитве поминаю его.
Если смотреть провиденциально
Выразитель сущностных идей и отстаиватель ценностей Русского мiра (имею в виду всю ойкумену Руси), Кушнарев не дожил 13 дней до 29 января, своего 56-го дня рождения, приняв, по нашему разумению, если не «мученическую», то мучительную кончину. Возможно — не нам судить — эта мука (он умирал почти сутки, получив страшную огнестрельную рану) была послана ему для искупления земных прегрешений.
Снова подчеркнем, что Кушнарев погиб в святочные дни, а предан земле в праздник Богоявления-Крещения Господня, т. е. был кровью крещен для Царства Божия. Это тоже — не случайные знаки.
За год до кончины, в январе 2006-го — в разгар предвыборной гонки в ВР, во время интернет-конференции на портале Л? ГА.net Кушнареву был задан вопрос: «Что Вы скажете в оправдание, когда предстанете перед Богом?» Он ответил: «Мне не в чем упрекать себя. Моя совесть чиста. Украину я люблю не менее, чем каждый из вас. Только всю ее, а не какую-либо часть. Людям я отдал большую часть своей жизни. А мое отношение к нынешней власти определяется тем, что я крайне негативно оцениваю тех, кто считает возможным использовать для достижения своих целей любые средства. Нравится или не нравится кому-либо такая оценка, но „оранжевая революция“ есть не что иное, как антиконституционный переворот. Так я считал год назад, так считаю и сейчас».
Теперь мы остались сами — лицом к лицу, без вождя и идеолога, с беззаконием, коему по-прежнему противостоим вяло. Пока что — мы проигрываем, пока что беззаконные опережают нас почти на каждом шагу. Должно быть, в нас неизбывно ощущение, что «жареный петух» клюет нас не в полной мере. Или — срабатывает извечное украинское — «моя хата з краю». (Как, должно быть, срабатывало даже в страшные годы Голодомора.)
Л.Д.Кучма вполне заслужил упрек в том, что провалил финал своего президентства, допустив майдан. Нынешние запоздалые настенные восклицанья типа «Прости, Данилыч!» — это лишь заборная лирика. Если бы не было майдана, то и Кушнарев был бы жив. Своим тихим голосом «Данилыч» сказал на презентации книги «Выборы и вилы» весной 2007-го: «Женя, Евгений Петрович, мог бы стать политиком государственного масштаба…» Странно было слышать это от президента, у которого Кушнарев работал главой Секретариата.
Мил-человек, Леонид Данилович, да не МОГ БЫ, а, воистину, Кушнарев БЫЛ ИМ! А мог бы, без сомнения, по уровню культуры, способности к быстрому самообучению, аналитике — стать деятелем европейской величины. Ему по плечу была бы государственная должность любого уровня, вплоть до премьерской или президентской. Об этом свидетельствуют как его интеллект, взвешенность, терпимость, основательность и опыт, так и внутренний и международный авторитет, даже среди оппонентов. Есть все основания с глубоким прискорбием констатировать, что личности такого уровня украинский политикум дождется не скоро.
После его ухода — украинский юго-восток получил сильнейший удар: на Украине все активней реализуется доктрина нашего старого закадычного противника Бжезинского, автора откровенных высказываний о том, что самым страшным врагом Запада остается Византийская культура (последним столпом которой является Православие), о том, что Запад успокоится, «когда танки НАТО будут стоять у границы Белгородской области» (последнее Бжезинский заявил в Харьковском национальном университете, в 2005-м!), о том, что Россия в союзе с Украиной непреодолима, а без Украины — повалится. Умен старина Збигнев, что и говорить. И доктрина его теперь (руками проамериканских марионеток) воплощается в жизнь на нашей территории полным ходом — это тоже факт.
Вопрос в другом: мы с этим смирились, приняли такой сценарий развития событий, или мы все-таки скажем свое слово, не допуская косовского варианта? Не дожидаясь того, чтобы харьковские, одесские, крымские пацаны бросали бутылки со «смесью Молотова» в танки НАТО, которые вот-вот появятся на нашей родной земле.
Если смерть любого человека оставляет в пространстве — физическом и духовном — ощутимую пустоту, то уход личности такого масштаба, как Кушнарев, оставил в украинском обществе пустоту, которую, вспомнив известную формулу философа А. Зиновьева, можно с точностью назвать «зияющей высотой». Высота эта теперь зияет отсутствием.
Процитируем последние строки книги Кушнарева «Конь рыжий»: «Революционная целесообразность не является оправданием грубого вмешательства в судьбы миллионов людей. И те, кто на это решился, должны понимать — ответить за это придется. А мера этой ответственности зависит от того, как быстро придет осознание своей вины… И только тогда Конь Рыжий покинет нашу землю, чтобы никогда больше не появиться на ней».
Верим, что так и будет, — покинет.
Ибо Евгений Кушнарев, чье тело легло в землю Харькова, остался в наших сердцах. А раз так, то и дело его не безнадежно.
Станислав МИНАКОВ, член Национального союза писателей Украины, Союза писателей России, Всемирного ПЕН-клуба (Московского центра).
г. Харьков.
Фото автора.
http://rusk.ru/st.php?idar=105109
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |