Русская линия
Русская линия Александр Колышкин18.05.2007 

Церковь — едина. Когда же станет единым русский народ?
В Храме Христа Спасителя состоялось подписание «Акта о каноническом общении»

В праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали «Акт о каноническом общении». Сразу после церемонии подписания Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр совершили первую за почти 90 лет совместную Божественную литургию, в которой приняли участие многочисленные архиереи и клирики Церкви в Отечестве и за рубежом. Свершилось то, чего так долго ждали все верующие русские люди, — в Москве было восстановлено евхаристическое общение между двумя частями Русской Церкви, трагически разделенной в начале XX века ужасами Гражданской войны.

Торжественность этого момента была подчеркнута тем, что Царские врата в Храме Христа Спасителя во время первого совместного богослужения были открыты, как во время пасхальной службы. Подписание «Акта о каноническом общении» — событие, безусловно, историческое для всего русского Православия. Начало разделения Русской Церкви уходит корнями в 1920-е годы, когда после прихода к власти большевиков ряд русских епископов, находившихся в эмиграции, прервали отношения со священноначалием Русской Православной Церкви, не желая связываться с безбожной властью, установившейся в России. Поэтому не удивительно, что торжества в Москве быстро получили наименование празднования второго Воскресения Христова, «второй Пасхи».

«Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего, — сказал Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к собравшимся в Храме Христа Спасителя. — Преодолеваются церковные разделения — преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь — возрождается и наше Отечество. Мы приступаем ныне к совершению Божественной литургии, Таинству единства Тела Христова, Таинству благодарения за бесчисленные благодеяния Божии, Таинству Жертвы, приносимой о всех и за вся. Помянем же отцов наших, живших в годы гонений на Родине и за ее пределами».

В церемонии восстановления единства Русской Церкви приняли участие сотни наших соотечественников из Америки, Европы, Австралии. В Храме Христа Спасителя присутствовал Президент России Владимир Путин, активно содействовавший преодолению трагического разделения. В сентябре 2003 года в Нью-Йорке Президент лично передал Митрополиту Лавру приглашение Патриарха Алексия II посетить Церковь в Отечестве, а также пригласил Первоиерарха РПЦЗ в Россию от своего лица. Уже с середины 2004 года началась совместная работа двух межцерковных комиссий, которые за эти годы провели 8 встреч, на которых был выработан общий подход к вопросам взаимоотношений государства и церкви, православия и других конфессий.

«Подписание „Акта о каноническом общении“ знаменует собой не только восстановление единства Русской Православной Церкви. Это событие — поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения, — сказал В.Путин. — <…> Cейчас, спустя десятилетия разобщенности, можно утверждать: в этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло Российское общество в целом. Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего Русского мира, одной из духовной основ которого всегда была Православная вера».

Приветствовали подписание «Акта о каноническом общении» и многие политические деятели России. «Это событие не может считаться только лишь внутрицерковным, по сути, это воссоединение российского народа, возрождение его духовности», — заявил вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он отметил, что разделение церкви после революции 1917 года нанесло огромный удар по верующим, по духовности и нравственности народа. «Сегодня все мы еще раз отчетливо осознали, что, несмотря на трагические события начала XX-го века, все мы, сохраняя веру предков, духовные и культурные традиции России, единую систему нравственных ценностей, русский язык, принадлежим единому русскому миру», — сказал В.Володин.

В свою очередь, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Александр Бабаков отметил, что мир и спокойствие достигается в первую очередь там, где у людей нет искусственных различий и разделений. «Это событие, которое демонстрирует нахождение понимания в таком сложном вопросе, который длительное время разделял Церковь. Это демонстрация того, что Россия укрепляется, и укрепляется абсолютно во всех сферах нашей жизни», — сказал он. По его словам, что, что возрождение России сопровождается объединительными процессами во всех сферах, демонстрирует, что «мы идем правильным путем».

Напрасно противники объединения твердят о каком-то «исчезновении РПЦЗ» и «поглощении РПЦЗ МП» — этого не могло произойти в силу целого ряда совершенно объективных причин. Не случайно, Русская Православная Церковь Заграницей фактически сохраняет свой статус «самоуправляемой Церкви». Согласно Акту, РПЦ признает РПЦЗ «неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской Православной Церкви», которая «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских», но при этом состоит «в каноническом единстве со всей полнотой Русской Православной Церкви».

РПЦЗ по-прежнему будет управляться собственным Архиерейским Собором, составляющим ее «высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть» и избирающим ее Первоиерарха на основании собственного устава. Затем это избрание «утверждается в соответствии с нормами канонического права Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви». Вышестоящей инстанцией церковной власти для РПЦЗ являются Поместный и Архиерейский Соборы Русской Православной Церкви, решения которых, равно как и решения Священного Синода, действуют в РПЦЗ с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о РПЦЗ и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

Тем не менее, церковным историкам еще предстоит определить, что же произошло в Москве в праздник Вознесения Господня: «объединение» или «восстановление единства» Русской Церкви. Как отметил в интервью НГ-Религиям и РИА Новости архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), «мы ни в коем случае не говорим о „воссоединении Церквей“ (хотя это и может звучать более броско), а о единстве Русской Церкви, сущностном единстве, которое выявляется в нашем общении — теперь также и на этих важнейших уровнях: евхаристическом и каноническом». «Есть, конечно, вопросы, которые дальше мы будем обсуждать. У нас разный жизненный и церковный опыт и мы будем черпать из этого опыта, — добавил владыка. — Православные за рубежом, безусловно, почувствуют, что мы будем в единстве, потому что соборная молитва важнее, чем частная».

Действительно, с подписанием «Акта о каноническом общении» произошло самое главное — было восстановлено евхаристическое общение, произошло духовное единение русских людей вокруг одной Христовой Чаши. Однако говорить о том, что состоялось полное примирение наших соплеменников в Отечестве и за рубежом, по крайней мере, преждевременно. Объединение во Христе произошло, а в Нем, как известно, нет ни «раба, ни свободного», «ни мужеского пола, ни женского», ни «белого», ни «красного», но «все и во всем Христос». И в этом смысле можно сказать, что разделение, порожденное Гражданской войной, с подписанием «Акта» было преодолено. Но в мире-то разделение на «белых» и «красных» остается, и в политическом, мировоззренческом, административном и иных аспектах проблема разного исторического прошлого между нами еще далеко не изжита. Здесь, по сути, не произошло никаких перемен.

Не секрет также, что за рубежом до сих пор продолжаются дискуссии по поводу участия РПЦ во Всемирном совете церквей. IV Всезарубежный Собор, состоявшийся в Сан-Франциско в 2006 году, одобрив в целом текст Акта, отметил: «Участие РПЦ МП во Всемирном совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие РПЦ МП внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Однако если вопрос об экуменизме носит сегодня в большей степени формальный характер — его решение лежит на поверхности и может довлетворено простым выходом из ВСЦ, то на первый план с подписанием Акта все более выходит проблема мировоззрения и общей оценки нашего исторического прошлого.

Совсем недавно мы торжественно отмечали 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В России 9 мая традиционно считается Днем Победы. Во многих городах нашей страны в этот день проходят военные парады и праздничные мероприятия. 8 мая, накануне Дня Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по сложившейся традиции возлагает венок от Русской Православной Церкви к памятнику Неизвестному Солдату. Однако за границей вопрос о победителях и побежденных в этой войне воспринимается не столь однозначно. Как известно, русские эмигранты воевали во время Второй мировой войны как на стороне союзников России, так и на стороне нацистcкой Германии. Незаживающей раной русской эмиграции остается выдача в 1945 году англичанами Советскому Союзу казаков в австрийском городе Лиенце. В результате этого было репрессировано около 50 тыс. казаков, воевавших с СССР на стороне Германии.

Не случайно 26 мая — день выдачи казаков — считается «черным днем» русской эмиграции. В начале 1970-х годов по благословению священноначалия РПЦЗ в память о событиях в Лиенце было устроено символическое мемориальное кладбище с восьмиметровой стелой. В этот день священнослужители РПЦЗ традиционно совершают панихиды возле мемориала «атаманам Петру Краснову, Андрею Шкуро, германскому генералу Гельмуту фон Паннвицу и всем казакам XV кавалерийского корпуса и Казачьего стана». В то же время большинство верующих в России молятся о погибших на нашей стороне фронта, и не испытывают большого желания молиться о погибших на стороне Германии. В этой связи, сегодня еще трудно говорить о полном преодолении последствий Гражданской войны. Сможем ли мы перейти от «единства во Христе» к «единству в делах и мыслях», станем ли, наконец, единым народом? — вот те вопросы, на которые в ближайшие годы нам всем предстоит дать ответ.

Пока же этот процесс, главным образом, носит духовный характер, и последствия его, вероятно, будут, прежде всего, духовными. Вместе с тем, с подписанием «Акта о каноническом общении» для русских людей в Отечестве и за границей открывается широкая дорога на пути к полному единению. Теперь для этого нужно только одно — постоянное молитвенное общение и спокойное обсуждение проблем без насилия в душеном и историческом плане. Очевидно, без деликатности по отношению к своим собратьям здесь не обойтись. Будем же терпимы друг к другу.
Александр Колышкин, зам. главного редактора РИА «Русская линия»

http://rusk.ru/st.php?idar=104844

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Владимир РПЦ    26.05.2007 17:25
"В то же время большинство верующих в России молятся о погибших на нашей стороне фронта, и не испытывают большого желания молиться о погибших на стороне Германии. В этой связи, сегодня еще трудно говорить о полном преодолении последствий Гражданской войны. Сможем ли мы перейти от "единства во Христе" к "единству в делах и мыслях", станем ли, наконец, единым народом? – вот те вопросы, на которые в ближайшие годы нам всем предстоит дать ответ."

2 Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.
Исаия: Глава 34
Любая мирская война, и любой мирской воин не могут быть праведными перед Богом.

4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
2-е Коринфянам: Глава 10
  Р.Н. Юрьев    25.05.2007 16:42
Если Православной Церкви легче было общаться с католиками, которые хоть Христа признают, то Савве Морозову легче было с безбожниками-большевиками. Так что каяться всем нам вместе.
Правильно заметил А.Филонов, старообрядцы – народ разный. Есть "староверы", некоторые из которых вообще далеки от Православия как такового (по догматическим причинам). Есть именно старообрядцы, которые ничем не отличаются, кроме богослужебных различий и определённых обычаев (очень редкое Причастие, например). Если с последними диалог не только может вестись, но и ведётся, то первые – сами против любого диалога.
Точно так же, как есть раскольники внутри РПЦЗ, которые твердят одно: "Чур, чур меня, сергиане, покайтесь прежде предо мною, а после сего я ещё посмотрю, что вы за птицы".
Удивительным образом и теперь представители "староверия" продолжают дело морозовых и рябушинских, которые работали против своей Родины на всякого рода революционеров.
Главный ведь вопрос-то в Православии в чём? В твоём спасении, а не в том, покаялся перед тобой брат твой или нет. А то выходит, что проблема объединения только в покаянии другого – странно это для православных, очень странно.
  Провинциал    25.05.2007 16:00
Вы извините, что вмешиваюсь в Ваш спор.
Мне кажется, что собственно РПЦ не в чем каяться перед староверами (старообрядцами?). Церковь вообще не может быть виновной перед кем-либо, ибо она создана Господом нашим. В настоящее время никто не ставит под сомнение "истинность" старого обряда. Вопрос в расколе. Уважая стойкость и волю в стоянии, нельзя не отметить все-таки раскола. Церковь – это не только иерархи, это большее. А потому нужно староверам покаяться в РАСКОЛЕ (не в стоянии в старом обряде), а тем, кто изменил и православию – еще и в ереси.
Среди староверов было много выдающихся людей, они составляют значительный пласт народа нашего. И если б произошло воссоединение… Но ведь и ныне есть староверы под главенством РПЦ. Справляют старые обряды – и никто им не мешает, и признают их равными.
Может, я что недопонимаю в проблеме, так что извините. Хочется все-таки, чтобы народ наш перед последними временами был един.
  Алексей Филонов    25.05.2007 13:02
Глаголемому староверу:
"…отдел внешних церковных сношений МП ведёт более интенсивный диалог с католичеством, чем с старообрядчеством."
Кому не очевидно, что вести диалог со старообрядчеством – дело настолько затруднительное, почти на сто процентов зависящее от воли самих старообрядцев, что упрёк этот не выдерживает критики. И потом, что такое "старообрядчество" в Вашем понимании: это только лишь поповские согласия, или же ещё и множество самых разных и причудливых толков, относящих себя к этому явлению? О каком серьёзном диалоге с т.н. "староверами" может идти речь, если они даже перекрещивают тех редких несчастных, которые в поисках "истинной старины" перебегают к ним из Церкви? Мне известен такой случай с одним б.иеромонахом (сбежав к старообрядцам, он, разумеется, принят был ими как мiрянин, заново крещён (!) и, в конце концов, женился…). Знаю и другую особу, которая переметнулась к федосеевцам, где её крестили вновь и дали новое имя…
О Савве Морозове. Да, образование, полученное в Британии, не прошло даром: надо же – чтобы и прочие старообрядцы имели возможность получить диплом о высшем образовании этот русский патриот и финансировал революцию, т.е. тотальную катастрофу для всей России, включая и своих же единоверцев. Благодарны С.Морозову были, пожалуй, не столько кержаки, сколько лондонцы… (Вот и нынешние саввы морозовы, нахватав миллионов, едут учиться в Англию да в Америку, чтобы потом, вернувшись на историческую родину, перевернуть её по заграничному сценарию).
И, наконец, об Аввакуме. При чём тут Русская Православная Церковь, брате? Аввакум вступил в конфликт с самим Царём, и казнён был как государственный смутьян. А то, что учение его не свободно было, мягко говоря, от некоторых ересей, то вообще надо бы с его персоной самим старообрядцам хорошенько разобраться – к их же духовной пользе.
  Алексей Д.    25.05.2007 12:50
Вам бы, объединителям-то Единого Русского Народа, только от всех покаяния требовать… Самим-то покаяться не хочется в подготовке революции? Как были "зелеными" в красную крапинку, так и остались. Да еще и требуют, чтобы им храмы какие-то возвращали… Ультиматумы тут ставят: покайтесь, мол, храмы нам передайте, а там мы посмотрим, может, и объединимся с вами. Да кому вы нужны-то только со своими обрядами…
Революцию финансировали, а, туда же, всех господами именуют. Нехорошо, товарищ Старовер, нехорошо…
  Старовер    25.05.2007 11:15
Уважаемые господа, тему старообрядчества я затронул вот по каким причинам.
Во-первых, господин Колышкин в статье сказал, что теперь русская Церковь – едина, но, по-моему, русская православная церковь обретёт единство только тогда, когда воссоединятся все ветви русского православия, в том числе все толки старообрядчества. А пока официальная РПЦ считает католичество более близким себе по духу, чем русское старообрядчество, что видно на примере того, насколько отдел внешних церковных сношений МП ведёт более интенсивный диалог с католичеством, чем с старообрядчеством.
Во-вторых, говоря, что конфликт между "красными" и "белыми" завершён, ничего не говорится о конфликте "красных" и "белых" с "зелёными", значительную часть которых составляли староверы, а ведь значительное количество жертв было в результате подавления "зелёных" крестьянских восстаний. Ведь и революции могло не быть, если бы русские староверы не подвергались дискриминации в Российской Империи. К примеру, Екатерина II запретила староверам занимать офицерские и чиновничьи должности. Вплоть до Февраля 1917 старообрядцам было запрещено учить детей в гимназиях и университетах, по этой причине Савва Морозов вынужден был получать высшее образование в Британии! Но ведь не у всех русских старообрядцев были деньги на учёбу за границей. Вот почему он и финансировал революцию. Столыпин осознавал эту проблему и неоднократно ставил вопрос в Государственной Думе об уравнивании старообрядцев в правах с остальными православными, но Дума каждый раз голосовала против! А Столыпин говорил, что русские старообрядцы в России имеют меньше прав, чем иудеи!
В третьих, РПЦ справедливо обвиняет униатов в захвате православного имущества на территории Закарпатской Руси и Малороссии, но сама РПЦ занимается на территории Российской Федерации в отношении старообрядцев тем же самым, в чём обвиняет униатов на Украине. К примеру, здания, в которых до революции были старообрядческие храмы, РПЦ забирает себе (как пример – Троицкий Кафедральный Собор в Екатеринбурге), кроме того, иконы и церковная утварь, украденная преступниками (в том числе и государственными преступниками в 20-30 годы) у старообрядцев, передаётся государственными органами не хозяевам, а официальной РПЦ, а РПЦ берёт это имущество себе как своё. Кроме того, 14 апреля по старому стилю, или 27 апреля по новому исполнилось 325 лет со дня сожжения протопопа Аввакума. Считаю, что без покояния официальной РПЦ перед старообрядцами не может быть Единой Русской Православной Церкви и Единого Русского Народа!
  Р.Н. Юрьев    24.05.2007 17:16
Необходимо отметить разницу между "староверами" и старообрядцами. Что такое "старая вера", мне непонятно. Это напоминает выражение "русская вера" или "греческая вера". Святые до середины 17 века – действительно молились по старому обряду. Точно так же можно сказать, что до того, как Собор 1917-18 г. постановил петь всенародно "Верую" на Литургии, св.прав. Иоанн Кронштадский служил Литургию по-старому. Не делать же из этого трагедии.
Вообще из опыта общения с природными старообрядцами могу сказать, что они гораздо ближе к РПЦ, чем это выставляют новоявленные "староверы", в большинстве случаев просто – протестанты по духу. Для последних главное – конфликт, самоутверждение через отрицание.
  р.Б.Давид    24.05.2007 14:14
По Савве Морозову – который был СТАРОВЕР (с сайта http://rucbr.ru/bank1/watch/679/1.shtm):
"Председатель Совета министров С. Ю. Витте однажды с негодова-
нием заметил, что такие, как Морозов, "питали революцию своими миллионами". Задолго до революции Морозов почувствовал ее приближение. "Вы считаете революцию неизбежной?" – спросил у него Горький. "Конечно ,- последовал ответ. – Только этим путем и достижима европеизация России, пробуждение ее сил. Необходимо всей стране
перешагнуть из будничных драм к трагедии. Это нас сделает другими людьми". Он отдавал себе отчет в том, что революция могла смести ему подобных, но не был равнодушен к судьбе страны. Большевикам Морозов помогал вполне осознанно и деньгами и даже личным участием. Он полагал, что это течение в русском освободительном движении
сыграет "огромную роль".

Рябушинский тоже не последний "революционер" был…
  р.Б. Антоний    24.05.2007 00:35
Господину Староверу… как бы сказать… староверие – это неоправданное смотрение на обряды как сами в себе самоценные вместо того, чтобы смотреть на суть обрядов, на ич символику, на их смысл. Поэтому староверие – как нарушение церковной дисциплины в отсутствие догматических и канонических нарушений никонианской церковной реформы, она коснулась только внешней обрядовой стороны церковной жизни, не касаясь символической стороны – это раскол, который продолжается уже много веков из-за упрямства.
  В.В. Шульгин    23.05.2007 23:10
Дорогой Александр! Напрасно Вы так. Во-первых, если возвращаться к теме Вашей статьи то она весьма взвешена. Особенно правомерно замечание о Шкуро и фон Паннвице. Абсолютно с этим согласен. И вообще не о Вашей статье я завел спор, а лишь как отклик на тезисы других, в т.ч. господина Филонова. Беда в том, что тезис о предательстве Белого движения тиражируется достаточно массово, а вот фактов, кроме "заезженных", я нигде не вижу. В этом случае очень легко докатиться до одного из таких тезисов, который я привел в отношении Цареубийства. Думаете, что он настолько абсурден, что его никто не озвучит. Дай Бог, если так. Но опасаюсь, что не далее как через 2-3 месяца, в преддверии очередной годовщины "Великого Черного Октября" мы услишим его из уст многочисленных псевдопатриотических, псевдоправославных т.н. политологов из бывшего 5-го управления…
А убеждения могут строится только на фактах. Менять их в зависимости от дуновения "политического ветра" – пошлое и скучное занятие. А если ветерок опять в другую сторону подует.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика