Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский01.03.2007 

Обращение епископа Диомида: первые последствия

Еще один довольно примечательный сюжет: реакция либеральных СМИ на Обращение. Всевозможные передержки и спекуляции «непримиримых», о которых мы писали раньше, имеют хотя бы какое-то касательство к внутрицерковным дискуссиям, актуальным вопросам вероучения и исповедания в современных условиях. Для мирского же окружения любая «поповская ссора» представляет только потеху и средство ослабить авторитет Церкви.

На помощь обывателю, ничего не смыслящему в проблемах Поместных Соборов и экуменизма, услужливо приходят толмачи от либеральной журналистики. 1-го марта, с определенным запозданием (по-видимому, проконсультировавшись с кем следует), бумажные и интернет-издания дружно выстрелили сенсацией: Московская Патриархия стоит перед угрозой раскола, в сравнении с которым «бледнеют и события на Украине, и прежние разногласия Патриархии с Зарубежной Церковью».

Роль локомотива взяли на себя «Новые известия» с Михаилом Поздняевым: «Диомид рванул. Епископ Чукотки призвал руководство РПЦ к покаянию». Тон, в котором выдержана статья, — самый «добропыхательский». Комментарий под фото: «Судя по всему, в сплоченных рядах руководства РПЦ нет полного единомыслия». Сквозь обычные для материалов подобного рода разухабистость и верхоглядство отчетливо проступает букет неких иных эмоций. «Судя по всему» — это про то, что уж теперь-то читатель не должен сомневаться в том, о чем ему всегда говорили. «…в сплоченных рядах»: аллюзии на тему «тоталитаризма и общего интереса иерархов РПЦ». «…нет полного единомыслия» — прочитав это, лично мне так и захотелось воскликнуть: ах вы, сопереживатели сердешные, да как же вы болеете за единомыслие, тем паче церковное! Уж вам-то, свободомыслам, единомыслие Церкви поди, как кость, стоит в горле; не дает спать все послеперестроечные годы!

К слову сказать, автор довольно поверхностно освещает внутрицерковные реалии. Но зато для него не представляет сомнений желательное направление событий: брожение в других епархиях и начало «крестового похода (?) на Москву». Для этого М. Поздняев додумывает от себя благословение, якобы данное епископом Диомидом, на сбор подписей в свою поддержку и с ликованием предсказывает большие неприятности для Патриархии. «Это уже бунт на корабле, выплеск скандала за церковную ограду», — голосит он. В доказательство же приводит — что бы Вы думали? — заявление Михаила Назарова, автора, как он выражается, «скандального „Письма 500“, о том, что Обращение епископа Диомида разослано „по тысячам адресов и сотням сайтов Кольца патриотических ресурсов“.

Трогательное, надо сказать, партнерство и совпадение интересов с ультрафундаменталистом и жидобоем. Против Русской Православной Церкви все средства хороши! Пожалуй, М. Поздняеву стоило бы поручить сбор подписей от правозащитников, журналистов и демократической общественности. Как с другой стороны, не будет ничего удивительного в том, если „непримиримые“, включая раскольников, М. Ардова, „русанцовцев“, Г. Якунина, после всего происшедшего начнут мелькать в качестве компетентных экспертов в телевизионных ток-шоу В. Познера, М. Сванидзе, М. Шевченко, напомнят о себе в радиоэфире „Эха Москвы“ и Радио „Свобода“.

В том, что антицерковная карта будет продолжать разыгрываться и с усилением, нет никаких сомнений. Приведу только некоторые заголовки и комментарии: „Епископ Чукотский Диомид поднял бунт в РПЦ“ (АНН); „Епископ Чукотский обвинил РПЦ в отступлении от чистоты веры“, „Епархии бузят“ (Ежедневный журнал); „Русская Церковь должна очиститься“ (Сегодня.ру); „Архи (!)епископ Чукотки Диомед призвал руководство РПЦ покаяться“ („Эхо Москвы“). На АНН при этом сообщают, что, цитирую, „фактически чукотский владыка назвал всемогущее начальство еретиками“. Увы, повод для раздувания истерии в данном случае подан нами самими. Стоит только попасть в поле зрения современных масс-медиа, как любая несогласованность, любое опрометчиво брошенное слово делает нас заложниками мастерски срежиссированного действа.

О чем сыр-бор, какие отступления в данном случае имелись ввиду владыкой Диомидом, само имя которого светскими комментаторами неисправимо коверкается? Во всё это никто толком не вникает и, похоже, вникать не собирается. Важен сам по себе общественный фетиш: иерархия РПЦ погрязла в грехах, ее сотрясают скандалы. Следовательно, Церковь уступает позиции и больше не является мерилом чистоты, проводником нравственности и не может предъявлять обществу никаких требований, ни в чем его обличать. „К чему каяться перед теми, которые сами должны каяться?“; „Разберитесь сперва между собой, а потом проповедуйте!“ — таков типовой отклик обезбоженного, секулярного сознания на любые сообщения о распрях и обвинениях священнослужителей. Если же это не вынуждает Чукотских клириков, авторов Обращения, пересмотреть свои действия и отойти от публичных споров, тогда чего стоит вся проявляемая ими забота о благе церковном?

Феноменально: не откуда-нибудь, а с „Эха Москвы“ доносятся каждые полчаса призывы к священноначалию Церкви покаяться! При этом к самим подписантам едва ли проявляется хоть какое-нибудь уважение. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. „Епископ Диомид и чукчи“, — под таким названием, исполненным презрения и сарказма, „Новые известия“ преподают справочные данные о служении на краю российской земли православного владыки. Наглядно можно видеть, как по редакциям различных изданий кочует, по существу, единая разнарядка. Фразы и абзацы добросовестно переписываются один в один, и только спекуляции по поводу „бунта“ нет-нет да и усилятся. Сравним в „Новых известиях“: „В Сети получило широкое хождение письмо под заглавием „Пора пресечь беззаконие““. Далее смотрим на АНН, „Эхе Москвы“ и других тот же пассаж со ссылкой на упомянутую статью М. Поздняева: „Пора пресечь беззаконие“ — именно так называется открытое письмо „ко всем верным чадам Святой Православной Церкви“, которое написал епископ Анадырский и Чукотский Диомид и четверо священнослужителей его епархии».

Какое дело борзописцам, что преосвященный Диомид не сочинял Обращения под названием «Пора пресечь беззаконие», а над оформлением и озаглавливанием здесь потрудилось уже совершенно иное лицо: непримиримый ревнитель К. Душенов? Натянутая фраза, фальшивая побасенка выпорхнула в медийное пространство, и по законам «симулякров» теперь будет продолжать шириться и жить, невзирая на согласие или несогласие К. Душенова или еп. Диомида с последним. Более того, можно быть абсолютно уверенными, что послание и запомнится, в основном, не своим протестом против никому не ведомого неосергианства, а именно констатацией страшного: «беззакония в Церкви» — понятия, аналогами-коннотантами которого в обычном светском сознании становятся еще более сильные и страшные: «разгул», «раздрай», «беспредел».

Свое продолжение, без сомнений, получит и категорическое, революционное: «пора пресечь…». Нет ничего более сладостного, притягательного для определенного рода деятелей, чем доказательство того, что в РПЦ отсутствуют силы разобраться со своими проблемами самостоятельно, но необходимо скорейшее вмешательство (государства, «общественности», кого угодно) для очищения ее и приведения в надлежащий порядок. Все эти бесконечные проекты по воссозданию большевистских комитетов по делам религии, конкордатов и прочего, несомненно, получают новый толчок при криках об отступлениях иерархии и необходимости что-то срочно в Церкви «пресекать и менять».

Пожалуй, что наши ревнители в конечном итоге добьются-таки созыва давно ожидаемого ими Поместного Собора, но такого, где скрытым давлением, под видом соборности и состязательности мнений церковное управление окажется раздавлено начисто и взамен его принята концепция, целиком манипулятивная и зависимая от политико-идеологических пристрастий века сего, — интересов той или иной части бюрократии и финансово-промышленных групп. Ведь отношение власть предержащих к «церковникам» у нас до сих пор сохраняется в значительной степени романтическое, отдающее милой архаикой, в то время как процессы в остальных сферах — в политике, экономике, общественной жизни, массовой культуре — давно и волевым образом консолидированы, приобщены к делу, прочно отмобилизованы на служение, отслеживаются недреманным оком.

«Непонятно, в чем заключается криминал? Человек ведь (это о епископе Диомиде) озвучил то, что он думает», — недоумевает или показывает недоумение настоятель московской Никольской церкви на Берсеневке, один из лидеров «ревнительства» игумен Кирилл (Сахаров). Не нужно долго рассуждать, раскройте глаза! Оказавшись в проблемном поле, угодив один раз на крючок к медиа- и политтехнологам, православные едва ли без потерь отвертятся от назойливого внимания. Посмотрите, как разворачиваются вещи! Достаточно даже не Обращения из епархии, а любой мелочи, чтобы Церковь была взята на мушку. Чуть только пропагандистское шакалье почувствовало запах добычи и, как представляется ему, легкой добычи, так тут же за этим идет резкая эскалация скандала. Лента.ру, еще с утра 1-го марта, в 10:21, довольно стандартно, бесстрастно пересказывала содержание статьи из «Новой газеты», но уже в 12:11, получив комментарии от пресс-секретаря Московской Патриархии о. Владимира Вигилянского, касающиеся Обращения, сделала явно провокационный ход «на понижение», объявляя в заголовке: «РПЦ объявила взбунтовавшегося епископа лжецом и невеждой».

Мать честная! Что ни слово, то подтасовка и спекуляция. Ничего из названного в сообщении, на самом деле, нет и следа. Епископ не является «взбунтовавшимся», поскольку двумя днями ранее прямо предостерегал от того, чтобы видеть в Обращении акт, направленный на раскол. Наконец, насчет «лжеца и невежды» — с этим впору немедленно отправляться в прокуратуру, ибо о. Владимир Вигилянский сказал буквально следующее: «Обращение отражает неосведомленность и невежественность, поскольку все вопросы, которые ставятся в этом письме, уже много лет обсуждаются в Церкви». Очевидно, что таким образом уже чукотского архиерея провоцируют на ответные резкие выступления.

Итак, грядут испытания. Испытания, где, к сожалению, обнаруживается очень слабая опытность православных в противостоянии манипуляциям и интригам, в которых далеко преуспела современность. С обеих сторон: как слева, со стороны либеральной фронды, так и справа, не по месту и не в меру ретивыми ревнителями, — предпринимаются одинаковые старания к тому, чтобы спровоцировать еще большую напряженность и ослабить управление. Внимание и выдержка при этом необходимы всем нам. Не хватало еще в связи с этим сугубо внутренним делом выставить себя на соблазн и осмеяние толпы, отправиться на покаяние и суд к венедиктовым, поздняевым и бычковым.

http://rusk.ru/st.php?idar=104760

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Автор публикации    09.03.2007 18:57
417-й в принципе ответил, Борис. Вопросов задано очень много, на "философию жизни" тянет. Коротко – знаешь тех, кто гонит волну, и то, что это от бессилия: виртуальные понимание, единство, способности. Застал людей и среди них пастырей, которым хочется подражать; всем им нет дела до джипа Патриарха и Обращение они не подпишут. Не смотришь телевизор. Уверен, что живем пока не в худших, далеко не худших условиях и лихо еще придется увидеть, а заодно вспомнить об этих днях и посокрушаться. Слаб и не делаешь многого, что от тебя наверняка требуется. Видишь расстройство в простых отношениях, не то чтобы в сложных. Норовишь по-любому выбирать лучшее, удобное для себя; от тяжелой работы отлыниваешь. Отвлекаешься на вещи, которые горячат ум и плоть и которые не имеют отношения к конкретному делу. Недоволен собой, не хочешь себе потакать. Не уверен, что должен во все встревать. Не думаешь, что все понимаешь и без твоего строгого пригляда пропадают Россия и Православие. Уверен, что если придут потрясения, в них тоже будет какой-то смысл. Видишь, что кризис – это общее; революции лучше всего устраивать непосредственно против Буша, масонов и Ротшильдов, но, увы, из революционеров никто не берется. Так, наверно. Если не говорить пафосно, "аллилуйями". Простите.
  papa 417    09.03.2007 16:47
Случайным читателям

"Абсолютный контроль власти"..?
Ха-Ха-Ха. Бедный, несчастный заложник ТV! Так же как вы легко и "со знанием дела" судите о вещах вам совершенно неведомых, так и я могу вам сказать, что вы НИЧЕГО не знаете, или притворяетесь. Ваше амбициозное письмо (если это не заказ), открывает врага и ненавистника Церкви. В Церкви, между прочим, не утешения ищут, а Бога. Это вам не советский "Дом быта" – я, дескать, оплатил – подайте мне. И не кабинет для релаксации. И во все времена в Церкви были и грехи, и соблазны, потому что люди в Церковь приходят не с Луны, а из больного человеческого общества. Только такие как вы, начать духовную жизнь не могут. Поэтому заменяют ее "борьбой за правду". Подать нам публичное покаяние Патриарха!
Вот и вл. Диомид подогрел весь этот инфантилизм.
Аще око лукаво и завистливо, то и увидит только Джип. А другие как раз и видят "МУЖЕСТВО в покаянии и РЕВНОСТЬ в вере". И да сохранит Господь на многая лета Святейшего Патриарха Алексия II !
  Борис Тарасов    09.03.2007 02:32
Андрею Рогозянскому
Андрей, поверьте, я далек от намерения осуждать Вас и кого бы то ни было, "бросать камни" и тому подобного экстремизма. Меня действительно волнует психологическая и моральная составляющая Вашей позиции. Вы, судя по всему, верующий человек. Причем вера Ваша идет не только от ума, но и от сердца. Если брать во внимание Ваше церковно-просветительское творчество, оставив в стороне публицистику, создается впечатление об авторе, как о талантливом воцерквленном писателе. Уверен, что Вы знаете больше, чем пишете. И чувствуете острее, чем показываете это. Но как тогда объяснить Вашу официальную позицию? Как Вы, зная наверное о том непотребстве, что творилось с Церковью в СССР, зная правду о современных иерархах не по наслышке, можете занимать свою ревностно-оправдательную позицию? Мои предки были людьми военными, служили "конно, людно и оружно" России с глубокой древности. Мой дед, продолжая эту традицию, воевал против Сталина и против его неправды, как человеческой, так и Божеской. Но мы – люди слишком светские. В отличие от Вас мы не глядим на Церковь изнутри, а только извне. Для нас Церковь – приют духовного утешения и надежды. Но ведь оторопь берет, если знать ПРАВДУ о советской патриархии. Хотя бы и малую часть ее. Неужели Вы знаете меньше?! Зачем Вы лукаво пишете об угрозе для Церкви подпасть под влияние "финансово-промышленных групп" в случае созыва Поместного собора? Разве не знаете Вы, что МП уже давно находится под АБСОЛЮТНЫМ контролем власти, а ВЛАСТЬ с 1991 года пребывает под контролем этих самых "финансовых" групп?! Вы осуждаете ультра-правых "ревнителей", но чего же они хотят? Ведь только ПРАВДЫ и ПОКАЯНИЯ! Ведь по-братски готовы мы расцеловаться со священниками МП и сыновне припасть к стопам Патриарха, НО только видя в нем МУЖЕСТВО в ПОКАЯНИИ и РЕВНОСТЬ к ВЕРЕ Православной, а не к власти и "финансовым группам". Кого Вы хотите обмануть, настаивая на непогрешимости МП? Кликуш? Калик перехожих? Убогих из посетителей форума РЛ? Все меньше остается таких. Ну произойдет объединение с РПЦЗ(Л), ну соблазнят епископов-старообрядцев невиданными соблазнами, выстроят "благолепную" витрину единения. У Вас-то какая корысть во всем этом?
Да у кого же из нас нет грехов?! Да кто же из нас посмеет упрекнуть иерархов в том, что сами мы творим ежечасно?! Но на то они и Пастыри, чтобы думать не о себе, а о Пастве своей! Чтобы являть собой пример нам. Глядя на Алексия Ридигера мне, мирянину, лично становится всегда страшно. Неужели вовсе не верует он в Божий Суд?! Неужели не печется, если не о нас, так, хотя бы, о душе своей? Ведь одного "ДЖИПА" Святейшего хватит, чтобы открыть не один приход, накормить нищих и убогих. Зачем "джип" и дорогая охрана ему? Разве он служит в отдаленном приходе, куда нет дорог? Или гордится тем, что "крут"? Но зачем тогда отрекся от мiра? И отрекся ли?! Не говорю здесь о более серьезных вещах, очевидных и общеизвестных.
Ни один, самый гениальный журналист-золотое перо не сможет сделать то, что в силах свершить одним словом своим Патриарх. Невозможно оправдать неправду, нельзя помпезностью сокрыть ложь.
Разве тайна для Вас, что тысячи верующих смущены и сугубым упорством МП в сергианстве и "новым сергианством" – бесстыдным и выгодным заискиванием перед Кремлем? Почему же отмалчиваетесь? Или Вам нечего сказать? Но тогда вновь возвращаемся к началу – как же Вы, Андрей, живете со всем этим, пишете, "анализируете"?
Простите, если обидел Вас. Феномен "охранительства" в постсоветской церковной и светской идеологии очень важен. Оставьте демагогию и пышнословие, проясните свое видение главных существующих проблем. Полагаю, это интересно не только мне, но многим.
  Lucia    08.03.2007 22:00
Теперь ходят люди и собирают подписи в поддержку Владыки Диомида. Зачем это? Разве его преследуют? Ведь решили, что никакой его вины нет?
  Дима Меронов и Владислав    08.03.2007 12:39
Все доводы диакона Кураева – как всегда у него правильные выводы на намеренно лукавых основаниях – неопсевдонесхоластическая ньюбогословская софистика: начиная
– от его некаконического "толкования" и применения канонического правила (145 правило Карфагенского собора), в котором он "ничтоже сумняшеся" (как "вольный диакон") выносит собственный суд в отношении иерарха Церкви (епископа Диомида) и дерзко применяет к нему как к (якобы) ложному обвинителю неких "состоящих в клире" используемый правилом термин: "доноситель" (возникает вопрос: А кто собственно персонифицированная жертва этого "доноса"? К какому органу церковной власти, если это донос, он адресован, кто его получатель?
– Вспоминается известный анекдот про Сталина: " А ви про кого подумали, товарысч дыакон?
– Вл. Диомид: 1) с "просьбой и мольбой" (…) взывает обратиться "от пути отступления и принести плоды достойные покаяния"; 2) "получателем" же обращения являются "все верные во Христе чада православной Церкви".
– Таким образом, рассматриваемое правило не подлежит применению к данной ситуации, ни по субъектному составу самого обращения, не содержащего обвинения конкретных лиц (хотя как известно: "на воре и шапка горит"), ни по своему предмету, которые совокупно относятся к исключительным компетенции и ведению Поместного Собора, власть, которого, к сожалению, не без участия "богословской поддержки" диакона Кураева и "направляющей роли" государственной власти (что было продемонстрировано на примере "саммита"), в настоящее время узурпирована отдельными лицами из церковной иерархии;
– продолжая свою казуистику в отношении применения понятия "еретик", к каковым как известно Отцы Церкви относили не только нарушителей догматического учения, но и живущих безнравственно (напр. свт. Кирилл Иерусалимский);
– и заканчивая ложью о современном состоянии экуменического движения и степени участия РПЦ в деятельности ВСЦ, в котором теперь (с 2006 г.) представители РПЦ (такие как епископ Марк (Венский), прот. Всеволод Чаплин и под. им) являются членами (а первый, по-моему, даже сопредседателем) ЦИК этой обесовленной организации. Большие лукавство и "тонкость" участия в этих процессах по сравнению с предыдущим историческим периодом (атеистическим) не только не позволяют отрицать факт набора их силы в настоящем периоде, характеризующемся «возрождением веры и нравственности» (чаще всего веры и нравственности, по-прежнему, без Христа. См. итог. документ "саммита религиозных лидеров"), но еще более свидетельствуют в пользу мнения еп. Диомида по данному вопросу.
Ну, и, конечно, когда отсутствуют объективные аргументы, не могут удержаться от использования таких аргументов, как: "не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси ты…" (Ин.гл.8), – см.последнюю часть "ответа" диакона).
Бог наш – Господь Иисус Христос – им Судия! Грозный Судия! Уже секира при корени лежит…
  Автор публикации    08.03.2007 09:48
Мои поздравления. На Пасху, хиротония… Праздник души. И автора публикации со сродниками, пожалуйста, возьмите на заметку вторым в списке, ладно?
  семинарист    08.03.2007 01:36
Вот и собираюсь-то в область ехать другую, подальше от столичого кошмара, и хиротония не за горами, точнее, на Пасху. Помолюсь за Вас, Владимир, у Престола Божия. А попов обличать у нас увы некому, потому что управа на них только деньги. Хто нонче деньги в МП несет, тот и песню заказывает. А все письма и жалобы народа рассматривает корзина под столом секретаря, в лучшем случае референт пишет отписку. c`est la vie!
  Георгий    07.03.2007 19:52
Почему я советую ревнителям (конечно, не всем) проповеди о. Димитрия Смирнова?
1. Адекватно, в практическом смысле.
2. Доступно. Т.е. понятно и везде продаются записи.

Не удержусь, приведу пример из его недавнего ответа на вопросы по Радонежу (точность не дословная)
Радиослушатель: Батюшка, вот всем известен вред от автомобилей. Аварийность, смертность, и детская и даже священники гибнут, экологический вред (до-олго перечисляет, вопрос не задан)

о. Димитрий: Да, правда. Еще забыли сказать, что насекомых много погибает, иной раз все лобовое стекло заляпано ими. И что?

Радиослушатель: А многие священники ведь освящают эти машины. Да, существует чин освящения колесницы. Только там ведь было дело природное, от Бога – лошадки, необходимость… А автомобили что? Да ещё и деньги берут. ( и т.п., многословно так, не умолкает)
о. Димитрий: Надо запретить. Вы правы. А Вы напишите в Синод, там разберутся. Надо запретить.

Ответ неучтивый, мягко говоря. Мне это так не нравится, тон. Человек ведь искренно спрашивает, т.к. соблазняется.
Потом подумал. А ведь адекватно! Ему же объяснишь про машины и священников, так он завтра про раввинов и Патриарха будет спрашивать. Дискурс (как тут выражаются) такой, менталитет значит (или литет мента).

Послушайте. Много "хорошего" про нас о. Димитрий говорит. Слушать, правда, неприятно. Особенно, если исправно бываешь в храме, читаешь святых отцов и т.п.
Или вот еще.

о. Димитрий (на Торжество Православия): У нас ведь какая исповедь? Первая половина исповеди – это рассказ о том, как нам досаждают ближние. Вторая половина – тщательное камуфлирование грехов, чтобы духовник ничего плохого не подумал.

Наверное знает, о чем говорит.
  Владимiръ    07.03.2007 17:41
паки семинаристу:

Ну, жизнь-то ваша, я чай, впереди ещё, и дай вам Бог не одного лишь достойного священника увидеть. В вашем же лице, надо понимать, мы видим единственного достойного семинариста (закончившего уже)? Кому ж как не вам теперь приумножить число достойных батюшек ровно вдвое?.. Или так, в вечных-то семинаристах, проще "большинство попов" обличать?
  семинарист    07.03.2007 12:48
закончил уже. За всю свою жизнь видел только одного священника достойного – в 24 года впервые обрел духовника. в далекой глубинке… беречь надо Церковь, никто не пытается ничего изменить, бьльшинству попов дороже пригретое место чем чистота Церкви и истинность Служения престолу

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru