Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 25 марта ( 12 марта )
Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й.
Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5- Неделю Великого поста).
Прп. Феофана исп., Сигрианского (818). Св. Александра исп., пресвитера (1933). Сщмчч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943).
Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).
Лиддской нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I).
Литургия св. Василия Великого.
Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11-14. Мк., 47 зач., X, 32-45. Прп.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Император Павел I Петрович
Сегодня день памяти Императора Павла Петровича, принявшего мученическую кончину в 1801 г.
Он родился 20 сентября 1754 г. и был сыном Императора Петра III и Екатерины Алексеевны (будущая Императрица Екатерина II). Сразу после рождения его забрала к себе императрица Елизавета Петровна, намеревавшаяся передать ему царский престол после своей кончины. С матерью, которая заняла престол после низложения его отца, у Павла были натянутые отношения, поэтому Екатерина II намеревалась передать престол после своей смерти старшему сыну Павла Александру. Павел первым браком был женат на принцессе Вильгельмине Дармштадтсткой (Наталья Алексеевна в православном крещении), которая умерла при родах, второй женой стала принцесса София Доротея Августа Луиза Вюртемберг-Штуттгартская (Мария Федоровна в православном крещении). В этом браке появилось много детей, среди которых - будущие Императоры Александр I и Николай I. С 1783 г. Павел Петрович с женой жил вдали от императорского двора, в основном в Гатчине. Там он создал собственный гарнизон, руководил дворцовым распорядком и своим войском.
Взошел на Престол после смерти своей матери Императрицы Екатерины Великой 17 ноября 1796 г. Коронование Императора Павла совершилось в Москве 5 апреля 1797 г., в первый день Святой Пасхи. Оно отличалось тем, что Павел при этом священнодействии, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик - одну из царских одежд византийских императоров, сходный с архиерейским саккосом. По окончании венчания на Царство Император прочел в Успенском соборе с высоты трона составленный им Закон о престолонаследии. По оглашении Закона Государь вошел царскими вратами в алтарь и положил свиток с Законом в серебряный ковчег, стоявший на св. жертвеннике, для хранения на вечные времена. Святитель Иоанн Шанхайский писал: "Павлу удалось издать закон, представляющий из себя систему, основанную на принципах, проводимых в жизнь Московскими собирателями Руси и укоренившихся в душе русской".
Строго соблюдая Заповеди Божии, Государь всячески заботился о своих подданных. Уже в день своей коронации Павел обнародовал Манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права: "дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам". Впервые в истории России, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление, для казенных крестьян были установлены наделы и всем крестьянам было дано право апелляции на решения судебных дел. После этого случая особым указом воспрещалось продавать порознь крепостных одной и той же крестьянской семьи. Также в царствование Павла Петровича была сокращена барщина до трех дней в неделю.
Император Павел I заботливо относился к православному духовенству. Он стремился, чтобы священство имело более "соответственные важности сана своего образ и состояние". Вследствие этого принимались в его царствование меры к улучшению быта белого духовенства: состоящим на штатном жаловании были увеличены оклады, а где не было установлено жалование, там на прихожан была возложена забота по обработке церковной земли, замененная затем соответствующим хлебным взносом натурой или денежной суммой. Для поощрения духовенства к более ревностному исполнению своего служения введены были знаки внешнего отличия. Духовные лица получали награды, по личному почину Государя вновь был учрежден для них наградной наперсный крест. Ревновал Государь и о просвещении духовенства. При Нем учреждено было несколько семинарий и духовные академии в Петербурге и Казани.
Воцарение Павла было ознаменовано крутою ломкою екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. Он запретил ввоз иностранных книг, употребление таких слов, как "гражданин", "отечество", запретил носить одежду французского покроя. В 1798 г. Россия вступила в коалицию европейских держав против Франции, но в 1800 г. из-за козней и происков Англии разорвала торговые отношения с ней, заключив союз с Бонапартом. Это и стало смертным приговором Государю, заключившему соглашение с Наполеоном для похода на Индию, что подорвало бы английское могущество. Против Павла I сложился заговор, который возглавили генерал-губернатор Петербурга Пален и генерал фон Беннигсен. Они действовали с молчаливого согласия цесаревича Александра Павловича. Штаб-квартирой заговора стал салон Жеребцовой, сестры трех братьев Зубовых, будущих убийц, за ее спиной стоял английский посол сэр Чарльс Уитворт. Через Жеребцову участникам убийства было роздано два миллиона золотом.
В ночь на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались к Императору в спальню (Михайловский замок) и убили его. Князь Н.Д.Жевахов писал в своих воспоминаниях: "Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения, благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I". П.Н.Шабельский-Борк свидетельствует: "В Триестенской библиотеке как зеница ока хранится ставшая теперь редчайшей уникальная брошюра, изданная в свое время причтом Петропавловского собора, о случаях чудес на гробнице императора Павла Первого, каковых удостоверено не менее трехсот".