Протоиерей Александр Пелин: Выставке Яна Фабра не место в Эрмитаже
В Петербургской епархии считают, что экспонируемая в главном музее страны выставка одиозного бельгийского художника имеет мало общего с настоящим искусством…
Очередная, весьма сомнительная по своему художественному качеству выставка современного бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», недавно открылась в Эрмитаже. Наполнив главный музей страны подвешенными за крюки чучелами животных, этот художник-провокатор уже вызвал бурную реакцию у защитников природы, которые пытаются протестовать против такого «искусства». Однако, прикрепив чучело кролика к раме художественного шедевра 17 века, Фабр все же перешел допустимую границу даже самого грубого эпатажа, превратив свою выставку в откровенную провокацию.
Свое мнение об этой выставке выразил глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Петербургской митрополии протоиерей Александр Пелин, который на днях посетил экспозицию. «Люди приходят в Эрмитаж как в некий сад красоты. Ведь французское слово „эрмитаж“ происходит от греческого слова „отшельничество“. Именно это слово выбрала Екатерина Великая для того, чтобы люди могли побыть наедине с искусством, с красотой, внутренне помолиться. А тут ты приходишь и видишь, что тебе навязывается достаточно сомнительное религиозное мировоззрение», — заявил священнослужитель. По его словам, если мастера Возрождения, итальянские, французские, английские художники, в большом количестве представленные в Эрмитаже, собраны там, чтобы свидетельствовать о красоте мира, преображении человеком этого мира посредством восприятия благодати Господа, то «творчество» Фабра — это искусство падшего человечества, искусство, которое ведет вниз, к умертвлению в прямом смысле этого слова, потому что культ смерти не является для нас перспективным и позитивным.
«Все это выглядит достаточно позорно, тем более что даже сами сотрудники Эрмитажа возмущены, они говорят, что такое неуместно. Кроме того, в интернете много протестов простых людей. Дело не в том, что Церковь против. Нам до Яна Фабра особого дела нет, но для чего нам в России такое искусство?!» — задал вопрос священник. Как отметил он, в мире искусства сейчас «всепроникающе действует эзотеризм, оккультизм», и Я. Фабр — один из апологетов этой новой псевдорелигиозной метаморфозы, в которой уже нет места ни Богу, ни человеку с высшими идеалами и смыслами. «Очевидно, что черепа, умершие животные, которые там висят, говорят о природе смерти, о том, что его Фабра это интересует. Что за этим стоит, есть ли там высокие смыслы и идеалы, или это просто больное воображение — большой вопрос», — цитирует священнослужителя Интерфакс.
О.Александр также утверждает, что, несмотря на возрастное ограничение 16+, дети на выставку все равно попадают. «Всякая ли детская психика может это выдержать? Там не стоят люди и не говорят: знаете, вам в этот зал нельзя. Никто не проверяет, все люди идут. А это уже нарушение закона», — заключил священник.
И в этой связи встает закономерный вопрос к руководству главного музея страны. Каким образом его маститые искусствоведы и кураторы допускают сюда «искусство», противоречащее не только художественному вкусу, но и букве закона?
Протоиерей Александр Пелин: Выставке Яна Фабра не место в Эрмитаже В Петербургской епархии считают, что экспонируемая в главном музее страны выставка одиозного бельгийского художника имеет мало общего с настоящим искусством...