С недавних пор по центру Москвы ежедневно курсирует «мицва-танк» — передвижная синагога с двумя раввинами «на борту», созданная для «ознакомления с традициями иудаизма прохожих еврейской национальности», сообщает «Интефакс-Религия».
Как рассказал корреспонденту агентства представитель хасидской Федерации еврейских общин России Даниил Яковлев, «мицва-танк», или «мицвамобиль» с изображениями меноры и свитков Торы на дверцах, останавливается в людных местах мегаполиса. Служители передвижной синагоги обращаются к прохожим с вопросом, не евреи ли они. В случае утвердительного ответа людям предлагается зайти внутрь «мицва-танка», наложить тфилин (две перевязанные ремнем коробочки с отрывками из Торы, используемые при молитве) и прочитать молитву «Шма» («Слушай, Израиль»).
«Основная задача нашей акции — приобщение людей к еврейской традиции. Если хотя бы один человек, посетивший мицва-танк, вспомнил о своих еврейских корнях и хотя бы единожды наложил тфилин и прочитал благословение „Шма“, это уже большой успех», — считает Яковлев.
Мицвамобиль объезжает столичные улицы ежедневно, кроме пятницы, когда наступает шаббат. В среднем передвижную синагогу посещают три человека в час, и, по словам собеседника агентства, «мицва-танк» до сих пор не встретил никакого отторжения либо негативной реакции со стороны прохожих.
По словам хасида, идея пустить по улицам Москвы «мицвамобиль» некоторое время назад пришла к руководидетелю ФЕОР Берлу Лазару. А самый первый «мицва-танк» выехал на улицы Нью-Йорка еще в 1974 году. Несколько молодых хасидов поддержали призыв любавического ребе Шнеерсона провести публичные акции, направленные против ассимиляции. Они арендовали два закрытых грузовика, установили на них скамейки и на этих машинах каждый день стали развозить еврейских активистов в различные места Нью-Йорка. Затем было решено использовать грузовики также как место, куда люди могут подняться, чтобы возложить тфилин. Вскоре на них появились цветные плакаты и мощные динамики, из которых звучала хасидская музыка.
Когда эти машины попали в поле зрения Шнеерсона, то в разговоре со своим секретарем раввином Ходаковым он произнес: «Вот танки для войны с ассимиляцией». Затем раввин объяснил, что такое «танк» на самом деле. В книге «Тикуней Зогар», составленной около двух тысяч лет назад, среди ряда аббревиатур, предложенных для запоминания названий разделов Талмуда, фигурирует слово «накат» или «танк». «Танк» — это аббревиатура трех разделов Талмуда: «Таарот» (очищение), «Незиким» (ущербы) и «Кодшим» (святыни), сообщает сайт ФЕОР. Русская линия