Угрожает ли «Восточное партнерство» интересам России?
Известные эксперты прокомментировали итоги Пражского саммита…
7 мая в Праге состоялся запланированный саммит «Восточного партнерства» — новой инициативы Евросоюза, призванной, в частности, активизировать сотрудничества с республиками, ранее входившими в состав Советского Союза: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной, сообщает KM.ru.
Несмотря на уверения в том, что данный проект не направлен против России, уже в ходе открытия саммита президентом Украины Виктором Ющенко была озвучена инициатива, не оставляющая никаких сомнений в направленности этого форума. Ющенко, который возглавил делегацию свой страны, постарался воспользоваться удобным случаем для того, чтобы прорекламировать проект «Евро-Азиатский нефтяной коридор», смысл которого заключается в создании маршрута поставок нефти в ЕС в обход России на основе украинского трубопровода Одесса-Броды. В целом, по мнению многих экспертов, проект «Восточного партнерства» призван втянуть в орбиту политики ЕС шесть бывших советских республик.
С просьбой проанализировать итоги саммита и ответить на вопрос: представляет ли «Восточное партнерство» угрозу интересам России, KM.ru обратился к известным экспертам.
«Я бы сказал, что речь идет об „оголении России“ и лишении ее союзников и надежных партнеров, а впоследствии о завоевании российского экономического и геополитического пространства. Угроза этого проекта для России состоит именно в том, что у нее таким мирным (но системным и комплексным) наступлением отнимают пространство влияния, изолируя ее в экономическом, культурном (и даже языковом) отношении. Россия остается один на один со своими противниками», — высказал мнение президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
«Как писал Бжезинский, без Белоруссии и Украины Россия превращается в обычную региональную азиатскую (не евразийскую даже!) державу. Это наступление ведется планомерно и последовательно. К сожалению, Россия не формирует повестку дня даже для СНГ. Мы плывем по течению и решаем частные вопросы (прежде всего экономические). Но никакой концепции или модели развития не предлагаем», — заключил аналитик.
В свою очередь зампредседателя думского Комитета по международным делам Андрей Климов сказал, что с большим недоверием относится к мероприятиям по сплочению стран, находящихся между Россией и ЕС, «хотя те официальные объяснения, которые нам дают, казалось бы, не должны были вызывать особой тревоги». «На самом деле, кто может запретить одним независимым государствам общаться с другими независимыми государствами или с их союзами? Как говорят наши коллеги из ЕС: „Мы же выстраиваем отношения с Россией с учетом ваших индивидуальных возможностей, размеров и всего прочего. Для этого у нас есть действующее (и будущее) соглашение. Просто речь идет о странах, которые не исключают для возможности членства в ЕС. Поэтому мы буем с ними работать по отдельности — нам так удобнее“. С этим аргументом спорить трудно. Поэтому наше руководство (по крайней мере официально) говорит следующее: „Друзья, мы будем внимательно следить за всем этим процессом. И пока, исходя из презумпции невиновности, не будем активно выступать против такого рода ассоциаций. Но если мы увидим, что речь идет о попытке создания некоего буферного коридора (а именно такие комментарии исходят из Грузии и частично Польши, а также стран Балтии), то мы можем изменить свою позицию по этому вопросу“. Как сообщает „Евроньюс“, в ходе этой встречи уже рассматривались варианты строительства газопровода в обход России. То есть косвенные признаки говорят о возможности разыгрывания антироссийской карты», — отметил Климов.
«На самом деле программа „Восточное партнерство“ проводится уже с 2007 года, — напомнил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. — По аналогии с тем же „Средиземноморским партнерством“ (так называемый „Барселонский процесс“), в котором с 1995 года участвуют страны Средиземноморья (Северная Африка и Восточное Средиземноморье). Это программы, которые предполагают финансирование со стороны ЕС. Надо сказать, что сумма, выделяемая на финансирование ВП (600 млн евро до 2013 года), гораздо меньше, чем в случае с „Средиземноморским партнерством“ (десятки миллиардов евро на ближайшие пять лет). Является ли это угрозой, вопрос сложный. Все зависит от того, как мы выстраиваем свою политику по отношению к постсоветским государствам. Я считаю, не нужно полагать, что любое желание Европы наладить отношения со своими соседями — это вызов России. Другое дело, что мы должны находить умный ответ. А это означает, что нам нужно не мешать этим странам участвовать в „Восточном партнерстве“, а предложить им другую альтернативу. А это уже, конечно, сложнее. Поскольку требует и материальных затрат, и нового подхода». Русская линия