Андрей Сахаров: «Это предательство, которое невозможно оправдать»
Директор Института российской истории РАН считает, что вопрос об анафеме Мазепе обсуждению не подлежит…
«Вопрос о том, какой исторической фигурой является Мазепа — это вопрос прежде всего к современному украинскому обществу. Это общество не едино, общество расколото. Часть украинского общества идёт за националистами во главе с Ющенко, антирусскими элементами, откровенными русофобами, людьми, которые ориентируются на недоброжелателей России. Другая часть, я думаю, что это всё-таки большинство украинского народа, особенно в Восточной Украине, Крыму, — это люди, которые традиционно оценивают российско-украинские отношения как братские и дружеские, как отношения родственных народов. В этой связи, соответственно, и оценки Мазепы, человека очень неоднозначного и противоречивого, совершенно различны», — говорится в комментарии директора Института российской истории РАН Андрея Сахарова, опубликованного на сайте «Актуальные комментарии». «Сегодня Мазепа является практически орудием в руках украинских националистов, которым пугают и грозят украинскому народу, натравливая его против России. Сегодня эта фигура стала не столько исторической, сколько конъюнктурно-политической», — считает ученый.
«Но связать это дело только с политической конъюнктурой было бы не совсем правильно, потому что, несмотря на политические оценки, политическую конъюнктуру, есть абсолютно объективные исторические факты, основанные на источниках, документах, логике исторического развития событий тех лет. И в этом смысле любые политические конъюнктурные моменты отступают здесь на второй план. В этой связи надо сказать откровенно, что Мазепа всегда ориентировался на поляков. Когда поляки поддерживали Петра I, в частности в борьбе с Турцией, в борьбе со шведами (там стоял польский король, дружественный российской короне), Мазепа поддерживал Царя, Мазепа ходил на Азов вместе с Петром, Мазепа воевал и против турок, Мазепа всячески поддерживал русскую политику. Когда шведы победили под Нарвой Петра, потом одержали ряд побед в Польше, посадили в Польше своего ставленника, уже прошведского руководителя Польши, Мазепа продолжал ориентироваться на ту же самую Польшу с новым ставленником, т. е. стал ориентироваться на шведов. Он никогда не был человеком, дружественным в отношении России, он преследовал свои абсолютно корыстные, личные, амбициозные интересы. И ему были совершенно безразличны настроения украинского народа, украинских широких народных масс», — считает историк.
«Главный упрёк, или главное обвинение, к Мазепе со стороны России заключается не в том, что он менял свою позицию (он не менял её, он всегда был противником России), а в том, что он на определённом этапе своей деятельности дал клятву верности русскому правительству, дал присягу на верность русскому Царю Петру I. Он изменил этой присяге, он нарушил слово, он нарушил свой долг перед своим народом и перед народом России. Это предательство, которое невозможно оправдать. Если ты хочешь воевать с Россией — воюй. Но человек, который действительно присягал России, присягал русскому Царю и который изменил, попытался увести за собой часть украинского казачества, поднять против России украинский народ, что в общем-то не вышло, сорвалось: с ним ушло только несколько тысяч казаков, которые в дальнейшем, после Полтавской битвы, от него отстали, он вообще оказался одиночкой и бежал вместе с Карлом XII в Турцию — в этом случае он авантюрист, предатель, мерзавец с точки зрения народных интересов и народного восприятия. Вот чем Мазепа сегодня известен и как он воспринимается на Украине и в России», — отметил ученый.
Стоит заметить, когда известный ученый рассуждает о проблемах истории, он говорит компетентно. Но стоит ему коснуться, видимо, плохо знакомой для него церковной проблематики, как он сразу делает массу досадных ошибок. Так, он говорит: «когда Православная Церковь предала его (Мазепу — РЛ) анафеме (тогда Церковь у нас была не разделена, как сегодня: Украинская Православная Церковь, Российская Православная Церковь — это были единые Православные Церкви), это было совершенно нормально».
К сожалению, директор Института российской истории РАН не знает, что Церковь наша сегодня называется Русской, а не Российской, что, слава Богу, Украинская Православная Церковь является составной частью РПЦ, хотя наследники Мазепы не оставляют попыток добиться ее независимости от ненавистного Московского Патриархата. Русская линия
Андрей Сахаров: «Это предательство, которое невозможно оправдать» Директор Института российской истории РАН считает, что вопрос об анафеме Мазепе обсуждению не подлежит...