Михаил Леонтьев: «Базовые ценности консерватизма — это Православие и империя»
Известный аналитик подверг критике идею демократии…
«Базовые ценности консерватизма — это Православие и империя» — об этом заявил политолог и телеведущий Михаил Леонтьев, выступая на заседании Центра консервативных исследований при социологическим факультете Московского государственного университета, которое было посвящено теме «Русский консерватизм — как проект», сообщает сайт «Евразия».
По мнению М. Леонтьева, партия «Единая Россия», членом которой он является, сегодня «пришла к стихийному консерватизму, так как больше ни к чему другому она придти и не могла, хотя часто наполняет консерватизм своим собственным содержанием». Оценивая последствия нынешнего кризиса, аналитик отметил, что это «крах модели, построенной на принципах современной системы западных ценностей, где человек находится в центре и все „человеки“ равны между собой». Как считает Леонтьев, данный принцип «изначально идет против Бога».
Рассуждая о государственности, Леонтьев заметил: «Зачем нужно государство? Не стану перечислять либеральные концепции — „ночной сторож“ и так далее. — но существует одна очень точная формулировка, и она, пожалуй, даже не консервативная, а скорее универсальная: государство нужно для того, чтобы выиграть войну. Конечно, войну следует понимать в широком смысле и помнить о том, что война меньше всего грозит тому, кто к ней лучше подготовлен. Но для нашей традиции и эта формулировка не является самой важной. В нашей традиции государство самоценно. Жизнь государства, его процветание и могущество — самоценны, и служение ему является ценностью. Империя сакральна — не в силу чего-то там, но как таковая. Если мы принимаем это, то всё встаёт на свои места. Сразу станет понятно, по какому принципу должны строиться институты и производиться отбор».
По мнению эксперта, современная демократия дошла до высших форм имитации: «власть не способна действовать в политике, не соответствуя своей публичной маске». Вместе с тем, по мнению Леонтьева, «все элементы позитивных конструкций есть в нашем прошлом». Само понятие «консерватизм» политолог разделил на два типа — «охранительный» и «революционный», обозначив последний таким эпитетом, как «реставрация будущего».
Уязвимость позиции современной России Леонтьев видит в том, что «наша демократия ещё не такая демократия, как на Западе, мы ещё не достигли их уровня имитации». Вместе с тем, необходимость стремления к западной форме демократии политолог поставил под большое сомнение: «наше социальное строительство, основанное на принципах демократии, зашло в тупик».
Оценивая позицию России в современном мире, Леонтьев заметил, что «нас нет на самом деле. Мы есть „в себе“. Но нас нет „из себя“». «Если власть не будет обращаться к консервативным проектам, она будет сметена», — подытожил Михаил Леонтьев своё выступление.
Очередное заседание Центра консервативных исследований на социологическом факультете МГУ состоялось 10 апреля. Участники обсуждения задались целью рассмотреть феномен консервативного проектирования в перспективе развития русской общественной мысли с конца XIX века до наших дней и попытаться очертить контуры актуального настоящему моменту консервативного проекта. Политический обозреватель Первого канала Михаил Леонтьев выступил на мероприятии в качестве основного докладчика. В ходе круглого стола также выступили философ Александр Дугин, декан соцфака д.ф.н. Владимир Добреньков, известный публицист Владимир Карпец, исследователь русского консерватизма д.и.н. Александр Репников, д.и.н. Вардан Багдасарян, лидер Евразийского союза молодёжи Павел Зарифуллин и др. Русская линия