Иеромонах Серапион (Митько): «Греховность современного человека стоит выше греховности всех прошедших поколений»
Проректор Ярославской духовной семинарии проанализировал данные опроса, согласно которым каждый пятый житель Латвии считает себя безгрешным…
«К сожалению, большинство современных людей не имеют правильного представления о том, что есть грех. Однако им знакомо это слово, которое в их сознании ассоциируется исключительно с ужасными и страшными преступлениями, которые караются законом», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), анализируя данные репрезентативного опроса, проведенного агентством SKDS, согласно которому 22% жителей Латвии заявили о том, что за последний год не совершили ни одного из семи смертных грехов.
В свою очередь, 48% респондентов признают, что впадали в лень, а 46% – в гнев. Реже жители Латвии признаются в гордыне (13%), обжорстве (12%), зависти (11%), блуде (8%) и жадности (6%), сообщает портал DELFI. Безгрешными себя считают, в основном, пожилые люди, респонденты со средними доходами и жители Курземе. В свою очередь, сознаются в грехах чаще всего молодёжь, люди с высшим образованием и высоким уровнем доходов. В опросе приняли участие 1016 респондентов в возрасте от 18 до 74 лет.
Комментируя результаты опроса, иеромонах Серапион обратил внимание на то, что «нередко можно услышать и от людей, посещающих Православную Церковь и даже пришедших на исповедь, что у них нет никаких грехов». «Бывает очень трудно объяснить таким людям их греховность, потому что люди, пришедшие в Церковь не ради Христа, вместо подлинного самосовершенствования предпочитают обходиться его иллюзией. Такие люди идут широким погибельным путем, на котором обязательно есть остановка, когда человек начинает осознавать себя безгрешным, и эта остановка часто бывает конечной. Когда начинаешь расспрашивать таких людей более подробно, то нередко выясняется, что они и аборты делали, и изменяли своим супругам, но они это грехом не считают. Так что такие суждения людей лишь показывают тот срез моральной ситуации в обществе, который мы имеем», — отметил священник.
«Что касается жителей Латвии, то, возможно, есть еще одна причина, почему каждый пятый латыш считает себя безгрешным. Большинство латышей является либо католиками, либо протестантами. В римско-католической моральной теологии существует четкое разделение смертных грехов, которые требуют обязательной исповеди, и грехов простительных, для прощения которых достаточно личное покаяние и совершение добрых дел. Не исключено, что некоторые респонденты действительно в течение года не совершали каких-то страшных поступков, например таких, как убийство, воровство, прелюбодеяние и т. д., но это не означает, что они являются святыми. Потому что человек может не совершать каких-то греховных поступков вовсе не по своей праведности, а зачастую по неспособности их совершить, либо по невозможности», — считает отец Серапион.
«Бывают люди, которые не могут страшно грешить потому, что они вообще не способны на какие-либо крупные поступки, однако это не означает, что они являются верхом нравственного совершенства. Потому что самым страшным грехом является нежелание быть с Богом, отрицание Бога либо Его бытия, либо Его благости, либо того спасения, которое Господь открывает нам в Евангелии. В этом смысле греховность современного человека стоит выше греховности всех прошедших поколений потому, что именно сейчас мы стоим на пороге того общества, в котором человеку дается иллюзия праведности, иллюзия вечности, иллюзия спасенности, иллюзия счастья. Условием пребывания в этой иллюзии является отрицание Христа, который „пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию“ (Мф. 9, 12−13). Время Великого поста, особенно время Страстной седмицы, когда мы переживаем последние события жизни Спасителя, является особенным временем покаяния, которое по своему смыслу и сути должны быть христологичным», — заключил иеромонах Серапион (Митько). Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): «Греховность современного человека стоит выше греховности всех прошедших поколений» Проректор Ярославской духовной семинарии проанализировал данные опроса, согласно которым каждый пятый житель Латвии считает себя безгрешным...