Митрополит Климент: «Знание заповедей будет объединять»
Общественная палата поддержала введение курса «Основы православной культуры»…
Общественная палата не пошла на поводу у министра образования Андрея Фурсенко и рекомендовала узаконить изучение православной культуры в школах на основе добровольного выбора учащихся, не ограничиваясь введением истории мировых религий. Последнее может привести к расколу регионов по религиозному признаку, считают эксперты. Совместное заседание трех комиссий Общественной палаты (ОП) по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, а также по вопросам культурного и духовного наследия состоялось 27 ноября в Москве. В ходе заседания были приняты предложения палаты к министерству образования и науки России, сообщает Интерфакс.
Поводом к обсуждению послужило письмо министра образования Андрея Фурсенко секретарю палаты Евгению Велихову. Министр просил общественников высказаться по вопросу преподавания религии. Он не раз критиковал появление курса «Основ православной культуры» в школах и предлагал заменить его историей мировых религий. В письме Фурсенко сетовал на то, что министерство не в состоянии влиять на решения региональных властей, которые включают в учебный план изучение религии.
Точку зрения Фурсенко на заседании отстаивал замминистра образования и науки Дмитрий Ливанов. Он высказал мнение, что «Основы православной культуры» не могут быть обязательным предметом для всех школьников. Предмет, считает Д. Ливанов, может вводиться лишь в отдельно взятой школе с учетом мнения родителей и лишь в двух вариантах: либо в качестве факультатива вне основной сетки занятий с 14-летнего возраста, либо как спецкурс школьного компонента по выборам.
Сторонником Фурсенко выступил и еще один член Общественной палаты, американо-израильский гражданин и хасидский раввин Берл Лазар, постоянно провоцирующий своей деятельностью религиозную и национальную нетерпимость в обществе. Ранее он уже выражал свое негативное отношение к предмету «Основы православной культуры», а теперь предложил российским школьникам изучать основы всех религий. По словам велеречивого раввина, если сведения обо всех религиях будут в одном учебнике, то это якобы даст возможность понять ученикам, «что в основе всех религий есть то, что может объединять всех граждан России».
Однако, большинство членов ОП пришло к выводу, что история мировых религий в школах не нужна — надо преподавать одну из традиционных религий России по выбору.
По мнению председателя комиссии по толерантности Валерия Тишкова, предмет «Основы православной культуры» в школе отвечают запросам подавляющего большинства населения — православных, но и права исповедующих другие религии не должны ущемляться. «Общепризнанным является то, что в воспитании молодых людей в системе образования большую роль занимают основы религиозной культуры. Это мировой опыт человечества. Нет стран, которые бы развивались вне этого опыта», — сказал он. Образовательного стандарта по преподаванию религии нет, напомнил его коллега Александр Адамский и предложил эту ситуацию исправить.
Со своей стороны председатель комиссии палаты по вопросам культурного и духовного наследия, митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что «наша молодежь должна знать духовную составляющую нашего государства». «Знание заповедей будет объединять. Знание духовной культуры, исторического прошлого поможет молодым людям больше любить Россию», — считает он. Владыка подчеркнул, что Церковь выступает против преподавания в рамках школьной программы общего предмета по основам мировых религий и настаивает на раздельном преподавании религиозных знаний уже с начальных классов школы.
Авторы документа подчеркивают, что принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка.
«Преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре конкретных религий должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества», — говорится в предложениях палаты.
По мнению авторов документа, необходимо предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-религиоведческих учебных курсов (этика, история и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.
В документе также содержатся предложения выйти с законодательной инициативой по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций. Русская линия