Решением польских властей Супрасльскому Благовещенскому монастырю переданы древние катакомбы
Супрасльская лавра — Свято-Благовещенский монастырь, ныне на территории Польши, ему более 500 лет. В 90-е гг. возобновилась монастырская жизнь в Супрасльской лавре, здания которой были заняты униатами, а затем католиками. Несмотря на различные трудности лавра была восстановлена. Там сейчас живет 20 монахов. Сейчас восстановлен взорванный в 1944 году немецкими войсками храм, построенный еще в XVI веке. На нем уже есть купола, совершались первые литургии. Из этого монастыря вышло уже три епископа. В катакомбах лавры похоронены монахи-основатели монастыря, входившего в состав Киевской митрополии. Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей. В 1500 г. братия переселилась на берег реки Супраслянки, в бывшую Гродненскую губернию, в 16 верстах от города Белостока. Первым храмом, построенным в 1500 г. была деревянная церковь святого апостола Иоанна Богослова. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привЈз с собой список чудотворной иконы Божией Матери «Смоленская». Привезенная им икона в последствии получила название Супральской. В Благовещенском соборе находились два предела — св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм — Воскресения Христова — построен в период расцвета монастыря, в середине XVI века. Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси. Во второй половине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При арх. Герасиме в монастыре сохраняется православная традиция, но следующий наместник архим. Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно Православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. После окончания второй мировой войны в монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм св. Иоанна Богослова православным, и приходская жизнь возобновилась. В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г. Просьба о передаче Православной Церкви древних катакомб рассматривалась с 1997 года. Пресс-служба УПЦ / Русская линия