Истории Кельтской церкви и ее влиянию на Русь была посвящена беседа клирика Тверской епархии со слушателями Михайловских чтений
Протоиерей Александр Шабанов, чей стойкий интерес к истории Кельтской церкви и ее влиянию на Русь известен многим тверитянам из лекций и книг, написанных о. Александром, провел лекцию-беседу со слушателями Михайловских чтений, проводимых Тверской епархией. По свидетельству летописца Нестора в I веке от Рождества Христова святой апостол Андрей Первозванный приносит Слово Евангелия на славянские земли. Он идет вверх по Днепру, проходит Киевские горы, доходит до Новгорода. И везде, сказано в «Повести временных лет», он ставит поклонные кресты, каменные и деревянные. О том же рассказывает «Степенная книга», написанная после «Повести..» через 350 лет. В ней путь апостола удлиняется: Волхов, Ладога, село Грузины, где Андрей Первозванный оставил свой посох, остров Валаам. И опять везде поклонные кресты. Что это — отражение реальных событий или легенда, созданная с определенными целями? С таким вопросом обратился к слушателям Михайловских чтений Протоиерей Александр Шабанов. Итак, мог ли апостол Андрей воздвигать кресты, если до 311 года Крест не использовался как отдельный символ? Только в постконстантиновскую эпоху в Риме начинают устанавливать кресты, но обязательно на триумфальной колонне. Такие же колонны, увенчанные крестами, встречаются впоследствии в Армении и Грузии, уже принявшим христианство. А поклонные, вертикально стоящие кресты появляются уже в VI веке в Ирландии, до этого их не было нигде! Но даже если апостол Андрей чудесно предвидел символический смысл Креста, то как он мог осуществить установку крестов за такой короткий период, остается непонятным. Ведь чтобы изготовить каменный крест, необходимо время, материал, инструменты, мастерство. Транспортировка уже готовых крестов кажется совсем нереальной Подобными наблюдениями и умозаключениями о. Александр поделился со слушателями в своей полупроповеди, полубеседе, как он сам охарактеризовал свое выступление. Экскурс в историю христианизации Руси (которая, кстати, по замечанию докладчика, продолжается до сих пор) был богат датами, именами, географическими названиями и вопросами, требующими объяснений. Почему же не перевернуть эту страницу нашей истории, приняв официальную версию о византийском влиянии на Русь? Выступление о. Александра на заключительных в этом сезоне Михайловских чтениях звучало в музыкальном обрамлении. Открывал встречу Тверской академический камерный хор «Рождество» под управлением заслуженного артиста РФ Геннадия Орлова. А последним в этом сезоне подарком слушателям стали духовные песни автора-исполнителя Татьяны Чивозерцевой, прозвучавшие под аккомпанемент гитары и фортепиано. Пресс-служба Тверской епархии