Министерство обороны собирается объявить тендер на постройку нового корабля для ВМФ — фрегата проекта 11 356. Тендер будет объявлен в марте 2005 года. Приблизительная стоимость проекта — 400 миллионов долларов. В случае, если за этим кораблем последует соответствующая серия, то это, по мнению специалистов, кардинально изменит качество российского Военно-морского флота. Со времен СССР основу флота составляют силы стратегического сдерживания и сопровождающие их суда. Однако в начале 2004 года Минобороны разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040−2050 годов, согласно которому Россия отказывается от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, отдает предпочтение в строительстве новых единиц кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны. По словам главкома ВМФ Владимира Куроедова, «у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире». Именно в рамках новой концепции министерство готовится заказать первый корабль — фрегат, который по традиционной советско-российской классификации называют еще сторожевым кораблем. Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения, как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Корабль проекта 11 356, созданный на основе сторожевика проекта 1135(по натовской классификации — класс «Кривак»), оснащен всем необходимым для выполнения подобных задач — по своей огневой мощи он фактически равняется крейсеру. Его вооружение включает в себя 100-миллиметровые артиллерийские установки, ударные ракетные комплексы «Клаб-Н», зенитные ракетные комплексы средней дальности «Штиль», зенитные ракетно-артиллерийские автоматы «Каштан», торпедные аппараты и реактивные бомбометы, а также противолодочный вертолет. Первые три корабля проекта 11 356 уже построены в 1990—2000 годах по заказу ВМС Индии. Серия из трех фрегатов обошлась Индии почти в миллиард долларов. Правда, как отмечает «Время новостей», со времени их постройки цены на сырье, оборудование и энергоресурсы выросли, что приблизило стоимость каждого фрегата к 400−450 миллионам долларов. По некоторым данным, этот заказ могут получить пять предприятий: калининградский «Янтарь», северодвинский «Севмаш», петербургские «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь» и Балтийский завод. Однако эксперты полагают, что основная борьба развернется между «Северной верфью» и Балтийским заводом, которые в отличие от остальных претендентов являются частными компаниями. Газета «Время новостей» / Lenta.Ru