В Риме в среду завершился большой Фестиваль русской культуры, начавшийся 2 декабря минувшего года. Фестиваль проводился под патронатом министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и министерства культурного достояния Италии. Как писала крупнейшая римская газета «Репубблика», целью этого праздника искусств было «рассказать итальянской публике универсальным языком музыки, театра, танца, кино и литературы о неиссякаемом богатстве современной российской культуры». В течение почти полутора месяцев в Риме демонстрировали свое искусство ведущие российские музыкальные, театральные и танцевальные коллективы. Состоялось несколько художественных и фотовыставок, прошли показы фильмов из российских киноархивов и последних работ режиссеров Карена Шахназарова, Киры Муратовой, Владимира Хотиненко, Дмитрия Месхиева, Алексея Учителя и Ларисы Садиловой. Интересно прошли дискуссии о состоянии и проблемах современной литературы, в которых обменялись мнениями российские и итальянскими писатели. Открылся фестиваль концертом оркестра санкт-петербургского академического тетра оперы и балета — прославленной «Мариинки» — под управлением художественного руководителя театра, одного из ведущих дирижеров мира Валерия Гергиева. Это выступление задало тон всему фестивалю. Свою долю похвал в итальянской прессе, весьма широко и очень благожелательно освещавшей фестиваль, получили, пожалуй, все его участники. А среди них выделялось не только имя Валерия Гергиева. Очень тепло приняли и зрители, и критика выступления Юрия Темирканова — еще одного российского корифея дирижерского искусства, а также прославленных мастеров современного драматического театра Петра Фоменко и Льва Додина. Римляне с энтузиазмом посещали концерты симфонического оркестра и хора петербургской консерватории, Новосибирского театра оперы и балета и Театра современного танца Ольги Пона из Челябинска, петербургского академического театра танца под руководством Бориса Эйфмана. Фестиваль российской культуры стал большим и самостоятельным событием культурной жизни Италии. И, вместе с тем, он был неотъемлемой частью мероприятий, которыми в минувшем и наступившем году Россия и Италия отмечают 500-летие установления политических и культурных связей между двумя странами. Начало этим мероприятиям было положено за два месяца до открытия Фестиваля культуры. 1 октября прошлого года в одной из самых престижных галерей Рима «Скудерие дель Квиринале» по соседству с дворцом президента республики открылась художественная выставка «Россия-Италия. Сквозь века». Выставка проходила под девизом «От Джотто до Малевича. Гармония прекрасного». На ней были представлены около 200 шедевров изобразительного искусства из музеев России и Италии, в том числе Эрмитажа, музеев Кремля, Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С.Пушкина и лучших художественных собраний Рима, Флоренции, Венеции. Основная идея это масштабной выставки — показать многовековую историю взаимоотношений двух великих европейских культур, которые, развиваясь самостоятельно, неизменно были открыты для взаимного общения и плодотворно питали друг друга. За три с половиной месяца — а выставка только что завершилась — ее успели посетить более 200 тысяч человек. Теперь она переезжает в Москву. 7 февраля экспозиция российских и итальянских шедевров откроется в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, и до конца мая ими сможет насладиться уже российская публика. РИА «Новости»