Уральские мастера изготовили новую раку для нетленных мощей новомученика священника Константина Богоявленского
За несколько дней до празднования святому праведному Симеону Верхотурскому в Михаило-Архангельском храме Свято-Симеоновского подворья Ново-Тихвинской обители в селе Меркушино Верхотурского уезда произошло радостное событие — нетленные мощи священномученика Константина Богоявленского, обретенные около трех лет назад, упокоились в специально для них изготовленной раке, которую по достоинству можно назвать настоящим произведением церковного искусства. Работа по созданию раки для обретенных в Меркушино мощей священномученика Константина Богоявленского, причисленного к лику новомучеников и исповедников Российских, велась около двух лет. Основная трудность в работе заключалась в том, что в нашей стране за годы безбожия это искусство было практически утеряно. Поэтому мастера, которые взялись за разработку раки для мощей священномученика Константина, столкнулись с серьезными затруднениями. Для работы было необходимо знакомство с конкретными образцами и с литературой по этому вопросу. Мастера (ювелир и резчик по дереву) посетили государственный исторический заповедник «Московский Кремль», для того, чтобы изучить устройство и все конструктивные узлы рак святителя Фотия и святителя Киприана, которые пребывают в Успенском Соборе Московского Кремля. Там же мастера получили ценные консультации специалистов. Сестры Ново-Тихвинского монастыря непосредственно участвовали в разработке и изготовлении раки для мощей священномученика Константина Богоявленского: делали первоначальный ее эскиз, писали икону для крышки, вышивали пелену, которая была положена внутрь гроба, помогали в выборе орнаментов, предоставляли мастерам редкую литературу из библиотечного фонда иконописной мастерской. Для украшения раки были использованы малахитовые пластины, на которые накладывались серебряные орнаменты. За образец было взято гармоничное сочетание геометрических и растительных византийских орнаментов 14−15-го веков. Икона на внутренней стороне крышки раки написана сестрами монастыря в каноническом византийском стиле. Прижизненного изображения отца Константина до нашего времени не сохранилось. Однако сестрам, несущим послушание в монастырском архиве, удалось выяснить, что отец Константин был очень похож на своего брата, чьей фотографией архив располагает. Сами святые мощи сохранились почти нетленными, что также помогло сестрам при написании иконы. Работа над образом была длительной, создавалось несколько вариантов эскизов. Священномученик Константин изображен с десницей, сложенной для благословения, так как именно в таком виде были обретены мощи. На внешней стороне крышки помещен образ отца Константина, выполненный из серебра. Модель для него была сделана по эскизам сестер, затем по этой форме изготовили серебряную икону. Внутри раки — гроб, в котором почивают мощи. Гроб выполнен из красного дерева, на нем вручную вырезаны райские птицы и разнообразные растительные орнаменты. Ножки — серебряные, в виде львиных лап. Внутри — вышитая золотой нитью пелена из бархата. По верхнему и нижнему краю гроба идет серебряная вязь, которой написаны избранные места из богослужения священномученику Константину. Изготовленная уральскими мастерами рака производит удивительное впечатление. Чувствуется в ней и мощь, и изящество, и то, что сделана эта вещь не просто со вкусом, но, что гораздо важнее — с любовью и благоговением. ИА Екатеринбургской епархии