ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2000 год от Рождества Христова стал для православных христиан годом знаменательного юбилея христианства. Он принёс нам новые надежды, связанные с вступлением человечества в третье тысячелетие, но в то же время породил и новые тревоги за судьбу Церкви Христовой и человечества. Особенно эти надежды и тревоги преломляются в церковной жизни Украины, которая переживает сегодня ответственный и трудный момент. В начале юбилейного 2000 года Президент Украины Леонид Кучма высказался за как можно более быстрое преодоление раскола в Православии в Украине и создание Поместной Украинской Православной Церкви. Вряд ли среди православных верующих найдутся противники этого намерения. Мы все устали от распрей и ссор, которые мешают процессу нормальной церковной жизни. Мы также сознаём, что вражда на религиозной почве приводит к напряжённости и нестабильности в обществе, ослабляет государство. С горечью и болью это осознают православные христиане Украины. Однако исторический опыт уже не раз доказывал, что любую, даже самую лучшую, идею можно испортить так, что её искажённое воплощение в жизнь может обернуться результатами, прямо противоположными ожидаемым. Примером этому могут служить памятные всем нам страницы истории Отчизны в XX столетии, когда стремление сделать человечество свободным, без нищеты и страданий, привело к невиданному по масштабам богоборческому эксперименту по переустройству мира, жертвами которого стали миллионы людей. Сегодня мы с глубоким сожалением вынуждены констатировать, что идея достижения церковного единства также оказалась извращённой по вине тех безответственных личностей, которые присвоили себе право вмешиваться в жизнь Церкви, претендуя на то, чтобы решать за церковный народ его проблемы. Нашу обеспокоенность вызывают постоянные попытки давления на церковь. Цель таких усилий очевидна. Печально, но грубые методы советских времён сегодня возрождаются в деятельности некоторых политиков и чиновников, которые считают себя вершителями судьбы украинского Православия, имея при этом всего лишь приблизительное представление про природу и суть Церкви. Такие люди, к несчастью, не понимают, что Церковь, по словам Спасителя «врата ада не одолеют» (Мф. 16,18) — это не столько земной институт, с которым они имеют дело в обыденной жизни, но, прежде всего, Церковь — это таинственное установление Божие, цель которого — спасение человеческой души. Церковь, безусловно, играет в обществе огромную социально-культурную роль, и иначе быть не может. Ведь наше общество состоит из представителей народа, большинство которого на протяжении своей тысячелетней истории исповедует основанные на Евангелии христианские идеалы. Но эта функция Церкви при всей её значимости является вторичной по отношению к её главному заданию — сделать христианина причастником спасительной Жертвы Христа и ввести его в Царство Небесное. Однако когда такое понимание принципов православной экклезиологии отсутствует, когда полностью игнорируется духовно-таинственный аспект жизни Церкви, призванной объединять человека с Творцом, появляется искушение видеть в ней только средство достижения политических интересов. Особенно это касается такой исключительно сложной, болезненной и деликатной проблемы, как уврачевание расколов. Забывая про то, что основой спасительной миссии Церкви в мире являются богооткровенные догматы и что она строит своё земное бытие, исходя из чётко оформленных канонических принципов, некоторые политики без понимания возможных последствий своих действий, вмешиваются в тонкую ткань церковного организма, пропагандируя своё далёкое от православного сознания видение проблемы расколов и навязывая неприемлемые сценарии их решения. Подобные варианты «помощи», предложенные Церкви извне с целью преодоления расколов и неурядиц, подменяют православное понимание настоящего церковного единства арифметической схемой формального объединения всех конфессий. Однако весь двухтысячелетний опыт существования Церкви Христовой на земле убеждает нас в том, при такой примитивизации проблемы расколов и ересей попытки свести их к утилитарной государственно-политической трактовке неизменно оборачивались для Церкви (а потом как следствие и для государства) новыми бедами. Достаточно привести как пример попытки Константинопольского патриарха Сергия и императора Ираклия политическими и административными средствами добиться уступок православных и монофизитов. Результаты этого недальновидного намерения оказались катастрофическими: для Церкви ещё одной проблемой стало появление новой ереси монофелитства, а для Византийской империи — новым противостоянием на религиозной почве. Непредусмотрительно созданное властью в самый канун арабского нашествия, это противостояние стоило потери всего Востока, который попал под исламское ярмо. К несчастью, такие наглядные уроки истории забываются, и риск повторения подобных ошибок становится сегодня всё более реальным. Пытаясь решать проблему расколов в украинском Православии, как говорится, «от ветра головы своей», некоторые политики забывают, что по отношению к Церкви, где пребывает Дух Святой, нельзя применять те стереотипы, которые сформировались в политической жизни. Церковная жизнь не может строиться без учёта таких основных её принципов, как иерархическое устройство, соборное начало и одобрение и поддержка церковным народом тех решений, которые принимаются епископатом. Исходя из этого, мы со всей ответственностью заявляем, что для Церкви являются неприемлемыми предложения строить отношения в духе политического партнёрства. Мы не можем не принимать во внимание, что многие совершили грех перед Богом и Церковью, нанесли раны Телу Христову. Именно это не даёт нам возможности идти на переговоры с анафематствованным Михаилом Денисенко. Что касается остальных, то в Церкви всегда есть свои пути и возможности, которые могут привести к возможному сотрудничеству в достижении церковного единства. У православных верующих вызывает глубокую обеспокоенность настойчивое стремление некоторых политиков тесно увязывать проблему преодоления расколов с вопросом об автокефалии Украинской Православной Церкви. Мы неоднократно указывали на недопустимость подхода с политическими мерками к этой очень сложной проблеме. Автокефалия той или иной Поместной Православной Церкви — это не атрибут государственного суверенитета, но мера, которая содействует благу Вселенской Церкви Христовой. При подходе к решению проблемы предоставления автокефалии новой поместной Церкви не может учитываться только политический фактор. Это было бы преступлением по отношению к Церкви, а также глубоко ошибочным. Те, кто сегодня пытаются связать проблему преодоления раскола с обязательным предоставлением автокефалии Украинской Православной Церкви, не могут не знать, что сама проблема раскола возникла, в первую очередь, именно из-за неоднозначного отношения православных верующих Украины к вопросу об автокефалии. Общеизвестно, что в раскол пошли, главным образом, те, кто требовал немедленного предоставления церковной независимости, мотивируя это или политическими аргументами, или националистическими амбициями, но непониманием блага церковного. Такой подход к решению проблемы был признан нами глубоко ошибочным и таким, который не отвечает православному сознанию. Мы неоднократно подчёркивали, что Священноначалие Украинской Православной Церкви не закрывает вопрос о возможности автокефального бытия нашей Церкви, не устанавливает границу обсуждению этой проблемы. Но мы ясно и чётко сознаём: в данное время среди православных верующих Украины нет единогласия касательно вопроса автокефалии. Количество противников автокефалии в среде верующих сегодня превышает количество её сторонников, что является следствием антицерковной деятельности раскольников и политиков, которые своими действиями дискредитировали саму идею церковной независимости. Мы ещё раз подчёркиваем, что в этих условиях, при отсутствии единогласия и общей оппозиции, снова открывать дискуссию об автокефалии не только несвоевременно, но и опасно новыми конфликтами и раздором на этой почве. Мы не можем идти на поводу у тех, кто требует немедленного предоставления автокефалии сегодня, потому что в таком случае завтра, в свою очередь, в раскол могут пойти несогласные с этим решением. Очевидно, что предоставление канонической автокефалии не решит проблемы церковного единства в Украине, но в настоящих условиях может её только усугубить. Мы призываем всех православных верующих Украины прежде всего прекратить межконфессиональное противостояние, объединится в одной церковной ограде и только потом вместе приступить к соборному решению вопроса о дальнейшем каноническом статусе нашей Поместной Церкви. С болью отмечаем, что несмотря на очевидность правоты занятой нами позиции, некоторые горячие головы не услышали нашей просьбы не вмешиваться в решение проблемы уврачевания расколов и предоставления автокефалии, не имея должного понимания ответственности за свои действия. Эти люди продолжают проявлять «рвение не по разуму» и, не имея на то благословения Священноначалия, позволяют себе дерзко сеять смуту через СМИ сообщениями про какие-то закулисные переговоры, втягивая в конфликтную ситуацию всё новых участников противостояния, включая представителей других Поместных Церквей. Теша себя направедной радостью от получения мировой популярности, такие политики «от Церкви» на самом деле всего лишь совершают грех Хама, выставляя напоказ боль и беду нашей Матери — Православной Церкви Украины, раздувая наши межконфессиональные дрязги до масштабов международного скандала. Мы обязаны предупредить этих безответственных лиц, что втягивание представителей других Поместных Православных Церквей в религиозные конфликты Украины угрожает распространением конфликтов на новые регионы и может породить цепную реакцию во всём православном мире. Остановитесь, пока не поздно! Выбранная нами позиция — это не результат каких-то политических пристрастий. Она следует из чёткого понимания того факта, что только так можно сохранить Церковь от новых разрушительных усобиц. Не стоит спешить возводить хулу на соборный разум и вешать на нас ярлык «пятой колонны Москвы» только за то, что ради блага Церкви мы признаём сегодня более целесообразным сохранять молитвенное каноническое единство с Русской Православной Церковью. Церковь обязана быть выше национальных амбиций и предрассудков, потому что в ней «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).