В Москве открылась выставка «Павел Флоренский — русский Леонардо»
Выставка «Павел-Флоренский — русский Леонардо» открылась 23 ноября в Москве, в Мульмедиа Арт музее (он же — Московский дом фотографии) на Остоженке, передает портал Богослов.ru. Выставка посвящена русскому религиозному философу, богослову, ученому, поэту и священнику Павлу Александровичу Флоренскому (1882−1937) и приурочена к 75-летию его мученической кончины. В экспозицию вошли уникальные экспонаты из музея-квартиры Флоренского — рисунки, документы, иллюстрации к книгам, портреты и фотографии, раскрывающие его как ученого-универсала, человека широчайшего круга интересов, а также — как трепетного семьянина, чрезвычайно дорожившего своими близкими. Открытие выставки посетили потомки о. Павла Флоренского.
Комментируя название выставки, ее куратор Ольга Нестерцева в беседе с «Благовест-инфо» напомнила, что первым назвал о. Павла Флоренского «русским Леонардо» о. Сергий Булгаков в 1921 г. С тех пор сравнение Флоренского с гением-универсалом эпохи Возрождения прочно закрепилось. Выставка это подтверждает: здесь можно познакомиться не только с мемориальными предметами, портретами, фотографиями, но и с иллюстрациями к курсу классической греческой философии; материалами, связанными с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара и т. д. С именем Флоренского связаны исследования в области философии и богословия, филологии и искусствознания, математики и физики, этнографии и музееведения, электротехники и геологии. Многочисленные изобретения и открытия о. Павла в области естественных и технических наук намного опередили время. Советская власть этого ему простить не могла: в 1933 г. ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток; в 1934 г. перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 г. священник Павел Флоренский был расстрелян и похоронен, как считается, в Левашовской пустоши.
О. Нестерцева рассказала, что идея выставки в Московском доме фотографии возникла при знакомстве с коллекцией стеклянных негативов, которые хранились в семье о.Павла. Фотоснимки были отпечатаны, отсканированы; члены семьи помогли опознать сфотографированных персонажей и места, и получился первый зал выставки, посвященный семье Флоренских. «Надо чувствовать за собой прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и родины, и народа. Без генеалогии нет патриотизма», — эти слова о. Павла встречают гостей в «семейном зале».
Следующий зал демонстрирует рукописные учебные пособия, которые о. Павел изготавливал для своих курсов по философии и филологии. Это затейливые схемы взаимосвязей множества явлений из области языка, древних культур и т. д., свидетельствующие об энциклопедизме священника-ученого. Далее экспозиция раскрывает естественнонаучные изыскания о.Павла. Из мемориальных предметов здесь можно обнаружить фрагменты минералов и засушенных растений из коллекции священника, его весы, колбы, реторты и даже палку-копалку.
Часть выставки представляет работу (1918—1920) о. Павла Флоренского на посту хранителя монастырской ризницы и ученого секретаря «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», подчинявшейся музейному отделу Наркомата просвещения. Национализированные ценности Лавры оказались тогда под угрозой разграбления и уничтожения. Священник не только способствовал спасению ценностей, но и одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Куратор выставки обратила внимание на один из документов этого раздела с диковинной подписью «Комиссар Лавры». Здесь же экспонируются фрагменты рукописи знаменитого сочинения о. Павла «Обратная перспектива», а на мониторе можно виртуально ее полистать. Проиллюстрировать и подтвердить положения этого новаторского исследования призвана старинная икона «Благовещение» из Государственного исторического музея.
На презентации выступили внуки «русского Леонардо». Профессор Павел Васильевич Флоренский, cопредседатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской Православной Церкви, сказал: «До 1960-х гг. имя Павла Флоренского было закрытым, мы не стеснялись, но боялись своей фамилии». Он отметил, что Флоренского «открыли структуралисты в Тарту», выпустив «Обратную перспективу». Второй выход — это «Иконостас», напечатанный в «Журнале Московской Патриархии». Таким образом, о. Павел Флоренский «вышел в свет» как специалист в области исследования пространства и фотографии, и эта сторона его деятельности отражена на выставке. Богослов, философ и поэт Валентин Никитин, супруг внучки Флоренского Ольги, обратил внимание на то, что о. Павел — «один из немногих гениев во святых». А Мария Трубачева, внучка о. Павла, сообщила, что недавно у священника родилась праправнучка.
Перед открытием выставки было также объявлено, что вышла в свет новая книга еще одного внука о. Павла, его биографа игумена Андроника (Трубачева) — «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского». Издание, подготовленное издательством «Городец», является первой частью шеститомной монографии, посвященной жизни священника.
Мария Тихонова, директор Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского, пригласила всех в московский мемориальный музей-квартиру Флоренского на ул. Бурденко, 16/12, кв. 21. Она сообщила также, что рядом с квартирой Флоренских планируется устроить «музей под открытым небом» священника Павла Флоренского.
Выставка «Павел-Флоренский — русский Леонардо» продлится до 16 декабря 2012 года.