Музей Андрея Рублева открывает уникальную выставку икон к 200-летию Бородинской битвы
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка, посвященная 200-летию Бородинской битвы. Центральная идея экспозиции — представить собирательный образ русской иконы, вдохновлявшей русские войска на победу над наполеоновской армией. Многие экспонаты выставляются впервые, сообщают «Новости культуры».
Уже после окончания Отечественной войны Александр Первый издал указ Святейшему Синоду от 25 декабря. Это день, когда наполеоновскую армию изгнали за пределы России. С тех пор каждый год 25 декабря до 1917 года праздновали победу над Наполеоном.
В небольшом зале представлены иконы, связанные с эпохой двух императоров: Павла Первого и Александра Первого. Можно увидеть точный список с иконы, которой летом 1812 года император Александр благословлял народное ополчение. Другая написана уже после войны — о явлении образов Богородицы и Сергия Радонежского над горящей Москвой, когда в столице уже хозяйничали французы. Собрать настолько богатую коллекцию было непросто.
«Нам пришлось обратиться к некоторым музеям и некоторым частным коллекционерам, которые с готовностью откликнулись. Я бы сказал, что этот момент некоего собирательного начала и отзывчивости очень важен», — говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.
Во время подготовки к выставке было сделано настоящее открытие — обнаружили икону, работу Боровиковского «Святая царица Александра и первомученник архидиакон Стефан», которая до сегодняшнего дня считалась утраченной.
«В годы Великой Отечественной войны, хотя эта икона была известна и опубликована в довоенных изданиях в черно-белом варианте, с того времени она находилась в ризнице Данилова монастыря в Москве», — поясняет куратор выставки Надежда Герасименко.
Боевые полки чаще всего выступали в поход именно с образом Богородицы. Были распространены и старообрядческие иконы — чаще всего на задворках империи. Одни иконы изготовлялись для официальных церковных церемоний, другие — для личных собраний. Любой дворянин мог заказать икону на свой вкус.
«Очень часто в храмах усадебных были иконы, созданные под влиянием барокко, под влиянием классицизма, конец XVIII — начало XIX века», — продолжает Надежда Герасименко.
Печатные издания — тоже часть выставки. Походные карты театра военных действий возили с собой офицеры наполеоновской армии. А в Москве перед самым началом Отечественной войны вышло «Слово» — издание проповедей митрополита Московского Платона, которые на службах слушали будущие герои Бородина. Всего на выставке представлено около полутора сотен экспонатов, часть которых до этого момента была неизвестна даже специалистам.