Русская линия
Сводка новостей от 26 сентября 2011

Патриарх Кирилл: «Через страдания род человеческий сам себя судит»
Предстоятель РПЦ посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь…

Патрарх Кирилл в *Новом Иерусалиме*25 сентября 2011 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В храме Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию, сообщает Патриархия.Ru.

Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий; наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников); наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Савва (Фатеев); наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий (Воронков); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный Зеленоградского округа Московской епархии протоиерей Владимир Харитонов; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протодиакон Александр Агейкин; братия Ново-Иерусалимской обители в священном сане.

В храме пристутствовали министр по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области В.С. Демешкан, глава администрации Истринского района А.Н. Щерба, мэр города Истра Ю.В. Савельев, директор музея «Новый Иерусалим» Н.А. Абакумова.

За Литургией Предстоятель рукоположил выпускника Московской духовной академии, клирика Покровского храма МДА диакона Александра Овчинникова во пресвитера, и чтеца Дионисия Васильева — во диакона.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы празднуем особое воскресенье, которое называется воскресеньем перед Воздвижением. Послезавтра, 27 сентября, — великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Христова, и в это воскресенье верующим людям предлагаются особые евангельское и апостольское чтения — чтения, которые говорят о Кресте Христовом (Гал. 6:11−18; Ин. 3:13−17).

Сегодня мы слышим такие слова из Евангелия от Иоанна: «Не для того послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». Эти слова помогают нам понять смысл первого пришествия Спасителя. Он воплотился и пришел в мир не для того, чтобы выносить суд миру. Суд — это Его второе пришествие, это особая миссия в конце истории. Но через воплощение Сын Божий приходит в род человеческий только для одного — чтобы спасти мир.

В каком-то смысле эти слова могут вызывать недоумение даже у верующих людей. Ведь каждый знает, что Бог наказывает за грехи, и может возникнуть вопрос: если Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить, что же тогда означает Божие наказание? Это что, Божий произвол? Ведь суд являет правду — как же может быть наказание без суда?

Для того чтобы проникнуть в смысл этих особо значимых слов Евангелия от Иоанна, нам и предлагается сегодня чтение из Послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: «Я не желаю хвалиться ничем, кроме Креста — Креста Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят». Что это означает? О каком распятии мира на Кресте говорит апостол Павел? Ведь на Кресте был распят Спаситель. Действительно, Он был распят за грехи рода человеческого, за грехи мира, — но был распят Он, а не мир. В каком смысле эти слова свидетельствуют об особой миссии Спасителя — миссии искупления?

Эти слова апостола Павла помогают нам понять то, что произошло на Голгофе. По правую и по левую сторону от Креста Христова висели разбойники — преступники, которые были наказаны по справедливости. Перед лицом закона и человеческого суда они оба были повинны смерти. Но что происходит с ними на Голгофе, рядом с Распятием Спасителя? Один из преступников осуждается Богом, ибо хулит Бога. А тот, что справа, — такой же разбойник, с точки зрения закона и человеческого суда ничем не лучше того, кто висит с левой стороны, — вдруг неведомым и непостижимым для человеческого разума и тем более суда образом свидетельствует о Христе как о Сыне Божием, Который вступит в Свое Царство; и этот разбойник, осужденный человеческим судом, оправдывается Господом: «Ныне со Мною будешь в раю» (см. Лк. 23:43).

Крест Христов явился мерилом правды, мерилом истины, сокрытым от всякой человеческой мудрости и от человеческого суда. И наш русский православный крест изображает эту истину через особую символику: нижняя перекладина правой своей стороной поднята кверху, а левой опущена книзу — это символ весов, символ справедливости, символ суда. Крест Христов, являясь мерилом правды, и дает возможность суда Божиего — не того суда, когда Бог определяет, кто прав, а кто виноват, но того, когда сам человек своими мыслями, своими делами судит себя, поставляя по правую или по левую сторону от Бога. Вот почему апостол и говорит, что для него мир распят на кресте, — потому что крест дает это мерило правды. Крест отделяет добро от зла. Крест — мерило истины.

Конечно, у этих слов есть и иное толкование. Но давайте задержим свое внимание именно на этом, потому что сегодняшнее Евангелие говорит, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. Он дает нам крест, мерило истины и правды, и каждый человек, который принимает на себя крест во имя Божие, обретает ведение того, что есть правда и что ложь, что есть добро и что есть зло.

Крест — это символ страданий. Разве отсутствует страдание в роде человеческом? Отнюдь. Каждый человек проходит через муки, через страдания, через скорбь. А через какие муки и страдания проходит род человеческий — и особенно в наше просвещенное время, когда развиты науки, когда человек достиг огромной высоты знаний и великого могущества над природой? В это самое время умножаются страдания рода человеческого, которые становятся еще более зримыми на фоне некоего внешнего благополучия, — и мы видим страдания личности, общества, целых народов.

Страдания привели разбойников к тому, что один из них хулил Спасителя, а другой прославил Его. Через страдания род человеческий сам себя судит. Не Бог есть источник страданий — источником страданий являются люди, и эти страдания судят людей. Каждый человек, проходящий через скорбь душевную и муку, может обрести спасение, у него могут открыться глаза и ведение, он может почувствовать Божие присутствие и понять истину, — и каждый человек, испытывающий страдания, может закостенеть в грехе, возыметь ропот на Бога, отвергнуть Его и погибнуть.

Не Сын Человеческий судит мир, но люди сами судят себя — судят через страдания и скорбь, и мерилом этого суда может быть только Крест Христов. И если мы принимаем Сына Божиего в свое сердце, если мы верим в исцеляющую силу крестных страданий, то наши страдания, суд, творимый нами над самими собой, будут во спасение, и, проходя через человеческую скорбь, мы будем обретать жизнь вечную.

Да поможет всем нам Господь уразуметь эти великие Божественные мысли, что даются нам в Откровении, понять смысл Креста и человеческих страданий, вспомнить о разбойниках, один из которых хулил, а другой прославлял Распятого, и понять великие слова, преподанные нам в Евангелии от Иоанна: «Не для того пришел Сын Человеческий, чтобы судить мир, но чтобы мир спасся через Него». Аминь.

По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников). В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал. 29) настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей вручается игуменский посох. Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитвы и вручил игуменский жезл наместнику Ново-Иерусалимской обители.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к игумену Феофилакту и всем собравшимся с Первосвятительским словом. В память о своем первом Патриаршем богослужении в Ново-Иерусалимском монастыре Святейший Владыка передал обители икону святителя Николая Чудотворца и от лица Президента России Д.А. Медведева исторический документ — проектный план Ново-Иерусалимского монастыря, созданный в 1852 году.
Русская линия

Протоиерей Максим Козлов: «Не должно быть так, что у мусульман много выходных, а у православных только Рождество»
Профессор МДА призвал воспользоваться инициативой депутатов от «Единой России» и сделать так, чтобы соответствующие православные праздники стали выходными днями...

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Более садистского отношения к человеку тех людей, которые кричат о „правах“, трудно представить»
Глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РФ призвал помянуть казненного в воскресенье американца Троя Дэвиса, который стал мучеником так называемого «правосудия»...

Реджеп Эрдоган: Евреи цинично используют Холокост в своих целях
По словам премьер-министра Турции, Израиль любит говорить о геноциде евреев, однако, когда дело касается палестинцев, евреи ведут себя иначе...

Протоиерей Александр Добродеев: «На земле не может быть Рая»
По мнению православных священнослужителей, найти «божеское устроение» в каком-либо современном государстве весьма затруднительно...

Патриарх Кирилл: «Через страдания род человеческий сам себя судит»
Предстоятель РПЦ посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Выдвижение Путина на президентский пост — это настоящий пример доброты в политике
По мнению главы Синодального отдела, в стране, где от человека, возглавляющего вертикаль власти, зависят жизни миллионов людей, передача власти должна быть максимально ответственной...

Хасидских «паломников» депортировали из Украины за многочисленные правонарушения
Более 30 тысяч иудеев приедут в этом году в Умань с целью посещения могилы брацлавского «цадика»...

Жертва «ротации»
Михаил Прохоров исключён из президентской комиссии по модернизации...

Президент Йемена принял «дорожную карту» отрешения от власти
Оппозицию по-прежнему не устраивают ни условия, ни сроки этого соглашения...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Авраамия Палицына и А.А.Римского-Корсакова...

450-летие храма Василия Блаженного отметят международным молодёжным конкурсом

В Петербурге открылись «Ломоносовские чтения»

Казаки буду патрулировать улицы Москвы


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru