Иерей Валерий Буланников: «Жестокость в отношении людей, и жестокость в отношении животных — одного рода»
Священнослужители РПЦ прокомментировали недавно принятый Госдумой закон «Об ответственном обращении с животными»…
23 марта Госдумой в первом чтении был прият законопроект «Об ответственном обращении с животными». Российские парламентарии, апеллируя к европейскому опыту, сочли, что лиц уличённых в жестоком обращение с животными, у нас в стране наказывают недостаточно жёстко. Один из первых комментариев по поводу принятого закона дала заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. По ее словам, наблюдаемое в России улучшение статистики по уголовным делам в части жестокого обращения с животными свидетельствует не о повышении гуманизма нашего общества, а скорее о несовершенстве законодательства.
Отметив, что случаи жестокости в отношении животных в цивилизованном обществе должны восприниматься «как сигнал бедствия, как свидетельство очерствения людей, дегуманизации общества», депутат с сожалением констатировала, что жестокое обращение с животными в понимании значительного числа россиян преступлением не считается. Поэтому и возбуждение уголовных дел по такой статье Уголовного кодекса происходит довольно редко, считает она.
Кроме того, по словам Т. Яковлевой, ни у граждан, ни у правоохранительных органов зачастую нет желания доводить такие дела до суда. По ее данным, на каждые 100 тысяч инцидентов в год приходится одно дошедшее до суда дело. 90% дел рассыпаются еще на стадии подачи заявления в милицию, остальные — на стадии следствия. «Ведь следствие должно доказать, что человек убил кошку или собаку из садистских побуждений, надо везти тело животного на экспертизу», — привела пример Т.Яковлева.
Отметив, что статистика по уголовным делам в части жестокого обращения с животными свидетельствует о стабильном сокращении таких дел в производстве с 2005 года, парламентарий подчеркнула, что видит в этом «не свидетельство повышения гуманизма нашего общества, а скорее нежелание расследовать такие дела». По ее словам, в 2009 году было зарегистрировано 359 фактов жестокого обращения с животными и возбуждено столько же уголовных дел, а в 2010 — 307, из которых лишь 195 дел были направлены в суд с обвинительным актом.
Парламентарий подчеркнула, что российский суды, имея возможность назначать строгие наказания за жестокое обращение с животными вплоть до лишения свободы на два года, предпочитают обходиться мягкими наказаниями. В то же время за рубежом сложилась другая практика, отметила Т.Яковлева. Например, рассказала депутат, правовая база в США позволяет отправить в тюрьму на 21 год за расправу над кошкой, как это случилось с одним из изуверов в 2002 году. В 37 штатах Америки жестокое обращение с животными приравнивается к особо тяжким преступлениям.
По словам Т. Яковлевой, обществу «необходимо стать нетерпимым к зверскому поведению в отношении животных». Назвав убийство животного «страшным симптомом психического заболевания», парламентарий напомнила о данных исследований Института судебной психиатрии им. Сербского, согласно которым 168 из 187 совершивших тяжкие насильственные преступления начинали с истязаний животных. 95% серийных убийц занимались живодерством.
Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» отметила, что новая правовая норма определяет полномочия органов власти всех уровней в области обращения с животными. «Надеюсь, что такая нормативная конкретика не позволит больше „спускать на тормоза“ уголовные дела по жестокому обращению с животными», — заключила Татьяна Яковлева.
«Следует ли нам в данном случае брать пример с Запада и усиливать ответственность за жестокое обращение с животными? Могут ли законы привить обществу нетерпимость к подобным явлениям, или это скорее дело иных институтов? Если да, то каких?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко признался, что сам он заядлый «собачник», и потому может быть предвзятым. «Закон против жестокости в обращении с животными очень нужен, и именно нам. Потому что мы, граждане России, просто не знаем, что творим — и дело тут не только в животных», — сказал он. «Так называемая „бытовая жестокость“ по отношению к животным, связанная с элементарным неумением обращаться с ними, восходит все-таки к жестокости, которая позволяет на глазах у детей избить беззащитную дворняжку, т. е. жестокости как таковой. Она движет и теми, кто устраивает бои между собаками (формально запрещенные), и теми, кто использует животных в качестве оружия нападения. Чего здесь больше, жестокости по отношению к животным, или жестокости по отношению к людям? Язвы, которые разъедают наше общество, здесь полностью обнажаются, обнажается дикость. Злоба и жестокость, темные страсти человеческие, культивируются», — сказал отец Борис. «Я надеюсь, конечно, что новый закон хотя бы чуть-чуть изменит ситуацию к лучшему. Может быть, наконец, нормально заработает ветеринарная служба и в достаточном количестве появятся территории, предназначенные именно для выгула собак. И власти должны, конечно, потрудиться, чтобы сломать сложившиеся в обществе привычки и стереотипы», — заключил он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, напротив, считает проблему отношения к животным раздутой. «Конечно, закон против жестокости по отношению к животным нужен. Но разве это закон первостепенной важности? В лучшем случае — десятистепенной!» — сказал он. «Это похоже на очередную либеральную „разводку“, маневр на отвлечение внимания от действительно насущных проблем. Страна еле-еле выживает, многие не доживают даже до пенсии, а нас занимают какой-то ерундой», — заявил священнослужитель. «Ведь и жестокость в отношении людей, и жестокость в отношении животных — одного рода. И общество наше переполнено жестокостью. Людей воспитывают на идеях эгоизма и индивидуализма. В результате общество саморазрушается, и никому до этого дела нет. Спаивание народа, брошенные старики, беспризорные дети, нищенские пенсии — разве это не жестокость в отношении собственного народа? Но депутаты с этой жестокостью предпочитают не бороться. И зачем они тогда нужны?» — воскликнул отец Валерий.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Постернак также считает, что у России есть и более актуальные проблемы. «Может быть, стоит сначала решить ключевые проблемы, касающиеся людей и только по мере решения этих первоочередных проблем приниматься за решение проблем, связанных с животными? Даже проблемы защиты животных должны браться и в более широком, и в более глубоком контексте, нежели предусматривает этот законопроект, не касающийся, например, проблемы содержания бездомных животных. И, наверное, они относятся к сфере деятельности местных, а не федеральных органов», — считает отец Андрей. «Конечно, доброе отношение к животным должно прививаться с детства и в семье, и в школе. Но сначала все-таки нужно научиться выстраивать гуманные отношения между людьми. Если человек воспитан в христианском или вообще в гуманном духе, то он, очевидно, не может жестоко обращаться и с животными. Эти вещи связанные», — заключил он. Русская линия
Иерей Валерий Буланников: «Жестокость в отношении людей, и жестокость в отношении животных — одного рода» Священнослужители РПЦ прокомментировали недавно принятый Госдумой закон «Об ответственном обращении с животными»...