Протоиерей Александр Ильяшенко: Наличие христианской символики в российском «общественном пространстве» является совершенно естественным
Священнослужители РПЦ уверены, что присутствие иноверцев не повод отказываться от традиций большинства…
В недавно проведённом опросе священнослужителей, проведенном порталом Regions.Ru по поводу решения Страсбургского суда по «делу о распятиях в итальянских школах», мнения представителей православного и мусульманского духовенства резко разошлись. Православных священнослужителей решение суда обрадовало, они увидели в нем победу здравого смысла над идеологией воинствующего секуляризма. Мусульмане отреагировали гораздо более сдержанно. Так, председатель ДУМ Москвы и Центрального региона России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов заявил, что, во всяком случае, для России «как для многоконфессионального и многонационального государства размещение в образовательных учреждениях какой-либо религиозной атрибутики неприемлемо». А председатель ДУМ Карачаево-Черкессии и Ставропольского края Исмаил-хаджи Бердиев назвал решение суда «проявлением политики двойных стандартов», напомнив о недавно введенном во Франции запрете на ношение школьницами хиджаба.
По сути дела, перед нами две противоположные позиции. Одна исходит из того, что в общественном пространстве нет места любой религиозной символике, поскольку в мультикультурном обществе она неприятна иноверцам. Вторая настаивает, что присутствие иноверцев — не повод отказываться от местной традиции, в том числе и от имеющей религиозные корни.
«Какая точка зрения, на ваш взгляд, уместнее для современной России? Что бы вы сказали в ее обоснование?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что традиционные религиозные символы вполне могут находиться и в государственных учебных заведениях, — тем более, что в наших школах повсеместно вводятся Основы религиозных культур. «В итальянских школах совершенно естественно было бы увидеть распятие, а в русских — икону Христа. Я думаю, присутствие икон в общественных и государственных учреждениях у нас вполне оправдано. Оно, конечно, не должно быть навязчивым. Речь, разумеется, идет об исторической России, где православная традиция является исконной — конечно, в традиционно мусульманских регионах в школах и общественных местах никто не будет размещать православные иконы. Там пальма первенства будет принадлежать местной религиозной традиции», — полагает священнослужитель.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, согласился, что отмена запрета на распятия — победа здравого смысла. «Ведь Италия, как и Россия, традиционно христианская страна, для которой присутствие христианской символики в жизни общества является совершенно естественным. Так что решение суда я также приветствую. А реакция мусульман в данном случае объясняется, вероятно, тем, что запрет на изображения вообще является одной из отличительных особенностей вероучения ислама. Но Россия все-таки исконно христианская страна, где подавляющее количество людей относит себя к православным, а представители иных конфессий — в явном меньшинстве. Так что и относить Россию к поликонфессиональным странам можно лишь с большой натяжкой», — добавил отец Александр. «Решение Страсбургского суда создает, по-моему, важный прецедент, который поможет избежать повторения аналогичных ошибок», — заключил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что, например, в кабинете, где преподают ОПК, наличие икон и традиционной православной символики вполне естественно и уместно. «Насколько мне известно, дети обучаются ОПК только с согласия родителей, у которых обязательно должна быть альтернатива», — пояснил он. «Разумеется, присутствие религиозной символики в школах должно быть очень корректным, ненавязчивым. Иначе у неверующих детей или у иноверных сверстников будет отбит естественный детский интерес к православной традиции, а появится раздражение. А икона должна все-таки пробуждать в человеке положительные, а не отрицательные эмоции. Так что здесь важно не переусердствовать. Что же касается частных школ или государственных школ с традиционным уклоном, то прежде чем отдавать туда своих детей, родители должны, конечно, ознакомиться с уставом», — заключил о.Тихон. Русская линия
Протоиерей Александр Ильяшенко: Наличие христианской символики в российском «общественном пространстве» является совершенно естественным Священнослужители РПЦ уверены, что присутствие иноверцев не повод отказываться от традиций большинства...