В праздник Торжества Православия Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя…
13 марта 2011 года, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион; представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон; архиепископ Истринский Арсений; епископы Зарайский Меркурий; Дмитровский Александр; Никон (Миронов); Бронницкий Игнатий; Моравичский Антоний, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; Солнечногорский Сергий; Иероним (Чернышов); Подольский Тихон; Павлово-Посадский Кирилл; Орехово-Зуевский Пантелеимон; а также представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис); архимандрит Вахтанг (Липартелиани) (Грузинская Православная Церковь); представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко; протоиерей Рауно Пиетаринен (Финляндская Православная Церковь); представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси иеромонах Феоктист (Димитров); секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), диакон Петри Няканен (Финляндская Православная Церковь); благочинные г. Москвы, столичное духовенство.
На богослужении присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы иностранных государств в Российской Федерации: Румынии — К.М. Григорие, Боснии и Герцеговины — Ж. Янетович, Греции — М. Спиннелис, Сербии — Е. Курьяк, Молдовы — А. Негуца, Словакии — Й. Мигаш, Албании — С. Гиока, Македонии — И. Исайловский, Польши — В. Зайончковски, представители посольств Украины и Финляндии. Богослужение посетили также представители Федерального космического агентства (Роскосмоса).
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь об истории и духовном значении совершаемого сегодня празднества, где в частности сказал:
В первое воскресенье Великого поста мы празднуем великий праздник, именуемый Торжеством Православия. Этот праздник был учрежден в Церкви после окончательной победы над ересью иконоборчества, осужденной на VII Вселенском Соборе в малоазийском городе Никее в 787 году.
Учреждая этот праздник, благочестивые отцы и святители выражали свою надежду на то, что истина, дарованная Богом, всегда будет сохраняться Церковью, какие бы силы на эту истину ни ополчались. Ведь ересь иконоборчества была не только мировоззренческим вызовом Православию, не только несла в себе ложный интеллектуальный посыл, но и опиралась на мощную поддержку государства. Три императора, сменяя друг друга, проводили политику иконоборчества, употребляя и власть, и силу, и это было гонение на Церковь не со стороны язычников, а со стороны христиан, которые уклонились от истины и делали все возможное, чтобы ее разрушить. Даже когда при участии благочестивой императрицы Ирины в Софийском храме Константинополя собрался VII Вселенский Собор, чтобы под предводительством благочестивого Патриарха Тарасия осудить ересь иконоборчества, то и здесь враг рода человеческого в самый последний момент возжелал употребить силу, чтобы не допустить торжества Православия. В величественный храм ворвались воины, считавшие себя иконоборцами, и Собор не мог приступить к своим обязанностям — только покинув Константинополь и собравшись в Никее, святые иерархи смогли совершить это великое дело, и утверждено было Православие.
Вспоминая об этих давно прошедших временах, стоит и нам, современным людям, задуматься о том, что же такое вера, за которую так боролись отцы. Действительно, если окинуть взором всю историю после Христа, то можно свидетельствовать, что никакое другое человеческое убеждение, никакое другое мировоззрение не испытало на себе стольких попыток исказить или разрушить его. Эти попытки предпринимались на разных уровнях: на уровне мысли, философии, практики и, наконец, как только что было сказано, на уровне государственной политики. И мы знаем, что стояние за истину никогда не было простым — оно требовало мужества, твердости духа, силы веры, силы своих убеждений. Именно об этом мы слышали сегодня в послании к Евреям, где апостол вспоминает примеры веры в Ветхом Завете: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона. Верою духовные вожди Древнего Израиля, судии и богодухновенные пророки покоряли царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, творили чудеса». И, продолжая, свидетельствует: «и мы, имея такое облако свидетелей, должны отвергнуть грех, запинающий нас, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Господа нашего» (см. Евр. 11:24−26, 32−40; 12:1−2).
Что же такое была вера для Моисея, для судей, для пророков, для апостолов, для мучеников, для подвижников, для святых иерархов, для богоносных мужей, для новомучеников и исповедников Российских? Для них всех вера была не только убеждением, хотя и убеждением; и не только состоянием души, хотя, может быть, в первую очередь состоянием души. Вера для них всех была жизнью в Боге. Великий богослов святитель Филарет, митрополит Московский, мощами своими почивающий в этом кафедральном храме, сказал, рассуждая о вере, удивительные слова: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». А под сердцем святоотеческая традиция всегда понимала совокупность всех духовных сил человека. Да, действительно, вера начинается в сознании как убеждение, а затем покоряет все естество человека, преобразуя его жизнь. А если этого не происходит, то вера вырождается в интеллектуальный изыск, в некое мудрствование, и она перестает быть жизненной, она перестает быть нужной для людей.
Вот почему многие попытки ослабить веру, изъять ее из жизни людей начинались с воздействия на сознание, на ум. Ереси и были интеллектуальным вызовом Православию: ссылаясь на пастырскую целесообразность, на логику, на здравый смысл, ссылаясь даже на необходимость поддерживать благочестие, еретики пытались внедрить в сознание Церкви ложные истины, разрушающие подлинную истину. Такого рода интеллектуальные попытки чаще всего заканчивались страшной борьбой, когда всеми силами Церковь должна была защищать православную веру, и милостью Божией она ее защищала.
Ничего не изменилось с тех стародавних лет. И сегодня на наше сознание обрушивается огромный информационный поток, который пытается разрушить православную веру. Нет ничего нового — все то же, что было на протяжении двух тысяч лет. Но как в прошлом, так и сейчас попытки ослабить или изменить веру, подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее нежизнеспособность, ненужность для современного человека — все эти попытки никогда не увенчаются успехом, потому что Сам Бог дал людям дар веры, и Он помогает каждому верующему хранить этот дар. Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: «Свойство веры заключается в том, что она утверждается, когда против нее восстают». Так было в прошлом, так происходит и сегодня.
А для чего же нам нужно хранить веру? Зачем она нужна современному человеку, когда у него такая сила — сила разума, сила технологий, сила денег, сила организации? Быть может, опираясь на все эти силы, и удастся дать человеку счастье, без Бога построить Царство Небесное на земле? Но весь путь рода человеческого свидетельствует, что эта цель человеческими средствами недостижима. Царство Божие созидается силой Божией в ответ на нашу веру. А Царство Божие — это и есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости. Царство Божие — это и есть то, что человек сознательно или несознательно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели, достигать Божиего Царства уже здесь, на земле, создавая это Царство, по слову Божиему, в своем сердце (см. Лк. 17:21). И, наверное, главная причина, по которой вера православная несокрушима, и заключается в том, что через эту веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира. Именно этот опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца убежденностью в правоте веры и дает силы строить на этом убеждении свою жизнь.
И сегодня, празднуя Торжество Православия в XXI веке, мы повторяем то, что совершали отцы и в восьмом, и в девятом веке, и в последующих веках. Мы выражаем свое упование на Господа, на то, что Он, дав нам великое сокровище веры православной, поможет сохранить ее, оградить от всяких искушений и напастей и поможет устроять на этой вере нашу жизнь ради Царствия Божия. Аминь.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин Торжества Православия, после чего ещё раз обратился к молящимся:
«Всех вас сердечно еще раз поздравляю с великим праздником Торжества Православия, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Господь, Кровью Своею утвердивший Церковь, да дарует каждому из нас силу ума, силу воли и силу чувств, чтобы хранить неповрежденной веру — ту, что получили мы от святых апостолов, и на этой вере основывать свою жизнь, строить свои отношения с ближними и дальними, укрепляя мир, единомыслие, любовь, чистоту, веру, дабы преобразовывалась жизнь рода человеческого по воле и по закону Божиему».
Святейший Патриарх Кирилл рассказал, что после совершенного накануне освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках настоятель Успенского храма протоиерей Олег Клемышев преподнес в дар Его Святейшеству старинную фелонь из ризницы дореволюционного Храма Христа Спасителя. «Я хотел бы, чтобы эта святыня всегда хранилась в Храме Христа Спасителя», — сказал Предстоятель Русской Церкви, передавая фелонь протоиерею Михаилу Рязанцеву, и выразил надежду, что реликвия займет достойное место среди экспонатов музея кафедрального соборного храма.
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словами приветствия к руководителю Федерального космического агентства генерал-полковнику А.Н. Перминову, а также к российским летчикам-космонавтам А.М. Самокутяеву и А.И. Борисенко, которым вскоре предстоит совершить юбилейную космическую экспедицию в честь 50-летия первого полета человека в космос. Предстоятель Русской Церкви вручил космонавтам Казанскую икону Божией Матери, которая будет доставлена на орбиту юбилейной экспедицией. Русская линия