Русская линия
Сводка новостей от 11 марта 2011

Патриарх Кирилл: «В центре жизни верующего человека — Бог»
Предстоятель РПЦ совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре…

Патриарх Кирилл в Богородице-Рождественском монастыре 10 марта 2011 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Покровском храме Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, сообщает Патриархия.Ru. По окончании повечерия Святейший Владыка обратился с Первосвятительским словом к насельникам монастыря и богомольцам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

У каждого человека в жизни есть цель. Один свою цель ясно видит и стремится к ней. У других людей эта цель не имеет отчетливых очертаний, и человек как бы нащупывает в течение жизни то, к чему ему следовало бы стремиться. Но цель жизни, будь то осознанная или неосознанная, требует от человека усилий, чтобы ее достичь, и эти усилия связаны с развитием человеческой личности.

Сегодня, как, впрочем, и всегда, большое значение имеет образование. Человеку надо воспитать свой ум, получить определенные знания, навыки, умения, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Кроме того, большое значение для развития человека всегда имело обретение жизненного опыта. Но религиозный образ жизни отличается от нерелигиозного тем, что он предполагает не просто умственное, физическое или какое-то иное развитие человеческой личности. Религиозный образ жизни предполагает достижение двух целей: освобождение человека от пороков и стяжание добродетелей. Никаким образованием и даже богатым жизненным опытом, не говоря уже о других способах и средствах, включая власть, деньги, положение в обществе, невозможно освободиться от пороков и обрести добродетели.

Молитва святого Ефрема Сирина, которую мы неоднократно повторяем во время Великого поста, кратко перечисляет эти пороки: праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Наверное, можно было бы назвать и многие другие, но даже этого перечисления достаточно, чтобы иметь перед собой целую программу жизни. А упоминаемые в молитве добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь? Существует много других добродетелей, но и перечисленных достаточно, чтобы достижению их посвятить всю свою жизнь.

Что же представляет собой этот религиозный образ жизни, который требует от человека освобождения от пороков и стяжания добродетелей? Что характеризует этот образ жизни? Некоторые связывают религиозность исключительно с внешним ее проявлением. Действительно, внешнее проявление религиозности важно, потому что оно дисциплинирует ум и чувства человека, вырабатывает определенные навыки. Но самое важное совершается в нашем сознании и в нашем сердце. Религиозный образ жизни отличается от нерелигиозного тем, что в центре жизни верующего человека — Бог. А если образ жизни нерелигиозный, то в центре — сам человек, его собственное «я», и служению этому «я» обращены все силы человека, все его целеполагание.

А что происходит, когда мы пытаемся посторониться и предоставить Богу главное место в жизни? Мы ограничиваем себя, мы жертвуем. Конечно, даже самый религиозный образ жизни редко предполагает полную жертву и полную отдачу себя Богу — только великие подвижники, праведники достигали такого состояния. В реальной жизни это лишь частичная жертва, лишь частичное отречение от самого себя ради Бога. Но каких огромных сил требует и такая жертва!

Патриарх Кирилл в Богородице-Рождественском монастыре А когда это удается, что происходит в душе человека? В его душе начинает царствовать любовь. Кто-то может спросить: а причем тут любовь? Но любовь царствует потому, что есть жертва. Способность отдавать себя другому — это и есть одно из самых важных и существенных проявлений любви. Человек отдает себя другому искренне — здесь нет лицемерия, здесь реальный подвиг, реальная жертва. Ярчайшим проявлением такой жертвы является материнская любовь, но не только: всякий раз, когда мы отдаем себя другому, мы любим. И если мы место свое уступаем Богу, то это означает, что мы Бога любим. Не требуется никаких философских определений, все предельно понятно: если мы посвящаем себя Богу, хотя бы частично отдаем себя Богу, то мы Его любим.

Но апостол Иоанн учит нас, что любовь к Богу означает любовь к ближнему (см. 1 Ин. 4:12). Предоставить Богу место в своей жизни означает предоставить место другим людям. Любовь к ближнему, жертвенность, способность отдавать себя другим — это и есть самое важное измерение религиозной жизни человека. Кто-то может спросить: почему? Почему именно жертва определяет такое понятие, как любовь? Где доказательство? А доказательство нам явил Сам Бог — ведь по Своей любви к роду человеческому Он отдает Сына Своего Единородного (см. Ин. 3:16). По любви к людям Бог приносит Себя в жертву, принимает тяжкие страдания и позорную смерть — не потому, что это требовалось, не потому, что так было предписано, но только потому, что любовь Божия и способность Бога в полной мере отдавать Себя Своему творению привели к совершению искупительной Жертвы. Как замечательно об этом говорит тот же преподобный Ефрем Сирин: любовь низвела к нам на землю Сына Божиего, чтобы мы спаслись. И после Жертвы Спасителя нет и быть не может никаких сомнений в том, что где любовь, там и жертва, а где жертва, там и любовь.

Почему же людям так трудно все это понять и тем более принять? Ведь то, что Бог говорит, является непререкаемой истиной и в соответствии с этой истиной устроена и нравственная природа человека. Казалось бы, слово Божие должно непременно находить отклик в нашей нравственной природе, оно должно быть всем понятно, и ничто не может помешать человеку принять это Божие слово и следовать ему. А в жизни происходит иначе. Люди не могут понять смысл искупительной Жертвы, не могут связать жертвенность с любовью. И происходит это не потому, что разум напрягается в некоем противодействии Божественному слову, не потому, что в опоре на какие-то философские взгляды и убеждения люди выстраивают свое противление Богу, а лишь потому, что грех стал нашей второй природой. Несмотря на нравственное начало, Богом созданное, призванное откликаться на слово Божие, грех вошел в нашу природу. Этот грех и мешает нам понять смысл религиозного образа жизни и увидеть его красоту.

Но как бы ни был силен грех, Бог сильнее диавола. И даже сегодня, когда греховный образ жизни не только не порицается, но и предлагается массовому сознанию как одна из моделей поведения, причем вполне респектабельная и даже достойная подражания; даже сегодня, когда в сознании людей само слово «грех» перестает иметь какое-либо значение, — голос Божий сохраняется в человеческой природе, ее нравственной составляющей, и голос Божий звучит в нас голосом нашей совести.

Обращаясь к Богу молитвой святого преподобного Ефрема Сирина, мы просим Его: дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и, наконец, любви даждь ми, рабу Твоему. И, несмотря на соблазны и искушения века сего, будем просить Господа, чтобы Он каждому помог уразуметь, сердцем пережить, в жизни прочувствовать ту силу любви, которая приводит нас в реальное общение с Богом, которая подлинно спасает человека. Аминь.

11 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице.
Русская линия

Протоиерей Олег Стеняев: Всё это — бесовские репетиции перед главной «карточкой», которую налепят на лоб и правую руку
По мнению священника, если у верующего человека есть право уклониться от получения «универсальной электронной карты», то лучше уклониться от её получения...

Епископ Саратовский Лонгин: Церковь не может быть коллективным диссидентом в своей стране
По мнению владыки, если народ ненавидит собственную власть, не защищает свое государство, через какое-то время он будет вынужден жить в чужой стране...

Патриарх Кирилл: «В центре жизни верующего человека — Бог»
Предстоятель РПЦ совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре...

Протоиерей Артемий Владимиров: Господь во едино мгновенье может так тряхануть мир, что все эти карты окажутся миражом
По словам священника, верующие уже давно отучились верить в «электронный рай», и «слова о Силиконовых долинах и компьютеризации яслей, нас нисколько не восторгают»...

«Мы осиротели в первую седмицу Великого поста»
Отошел ко Господу духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов)...

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Когда природа варварски истребляется в погоне за деньгами и выгодой — это грех»
Глава Синодального отдела призвал общество грамотно находить баланс между заботой о природе и нуждами людей...

Протоиерей Борис Михайлов: «Проводимую сейчас реформу я могу охарактеризовать как квази-советскую»
Священнослужители РПЦ высказались против «фурсенкования» в системе российского образования...

Никабы во Франции попали под запрет
Через месяц здесь вступит в силу закон, запрещающий мусульманкам носить традиционные головные уборы...

Проправительственные силы стали теснить повстанцев
«Секретным оружием» Каддафи оказался многомиллиардный фонд наличными...

Мощнейшее за последние 140 лет цунами накрыло Японию
Землетрясение силой в 9 баллов вызвало гигантскую волну, которая грозит всему Тихоокеанскому бассейну...

Этот день в Русской истории
Сегодня, в день рождения Государя Императора Александра III, мы вспоминаем архимандрита Фотия (Спасского)...

Гражданская дипломатия без границ
Директор проекта «Балканский дневник» и глред газеты «Русский вестник» в Черногории обсудили организацию празднования 300-летия установления дипотношений между Россией и Черногорией...

Украинцы доверяют Церкви больше, чем власти и армии

В волгоградских поездах пассажиров накормят постными блюдами

Театрально-музыкальную постановку о книге дети увидят в храме Христа Спасителя

Верховный суд США не принял апелляцию атеиста, требовавшего убрать девиз «В Бога мы верим» с американских денег

Государства Персидского залива объявили режим Каддафи незаконным


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru