Дискуссии о приличной «форме одежды» шли в России и двести лет назад…
Дискуссия о том, кому и как надо одеваться в современной России, набирает обороты. Основных партий две: первая говорит, что одеваться «надо скромнее», вторая — что одеваться надо «как кто хочет».
В главу первой партии пресловутое общественное мнение записало главу синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплин. Вторая партия своего «светоча» не имеет и напоминает, скорее, многоголовую гидру: там и феминистки, и журналистки, и преклонные демдамы и прочая и прочая.
Что означает сегодня такая дискуссия?
Во-первых, интересен сам факт бурной реакции. То, что несколько лет назад «проскочило» бы мимо всяких ушей, теперь активно обсуждается. Это свидетельствует о растущей клерикализации общества.
Во-вторых, эта реакция окончится. ничем. Все как ходили, кто в чём горазд, так и будут ходить. Почему?
Потому что неплохо было бы самим православным показать миру пример «строгой формы одежды» (дресс-кода). Однако этого мы пока и не видим. Современный прихожанин, если он не стоит в храме, как правило, ничем не отличим в общей «неклерикальной» толпе. Разве только — «лица необщим выраженьем».
Во-вторых, главное в человеке — всё-таки не одежда. Сошлёмся на мнение церковного оппонента протоиерея Всеволода Чаплина «Министра Иностранных Дел» нашей Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), который считает, что надо более терпимо относиться к одежде прихожан. Так, в одном из недавних выступлений на телеканале «Вести» владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань».
Такое отношение — «болезнь, с которой надо бороться», — сказал владыка. Далее митрополит Иларион отметил, что уже более 80 лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя. «Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье», — подчеркнул он.
Всё верно: люди встречают по одежке, провожают по уму.
Так было и раньше — о чём некоторым дискутантам «о формах» не мешало бы знать; ведь наше прошлое, богато, в том числе, и спорами о том, кому и как надо одеваться.
Вспомним далекий 1825 год. Август. Благочестивая христианская Россия. Пока ещё спят декабристы. Короткие юбки — только у балерины Истоминой, которая «ножку ножкой бьёт» и её подруг-танцовщиц. На стол императора Александра Первого кладётся проект указа «Об одежде лиц духовного сословия». В нём есть такие замечательные строки: «Дошло до нашего сведения, что некоторые причетники церковные в виде и одежде от древних обычаев нашей церкви, равномерно и ученики духовные, предназначенные для служения алтарю Господню, не соблюдают свойственное им смирение в одеянии, по духовному званию столь приличное; а жены и дочери священно-церковных служителей, не уступая в мирских нарядах, водворяют между собою разорительную роскошь и непостоянства. Желая положить преграду дальнейшим отступлениям от древнейших обычаев, повелеваем Святейшему Синоду, на основании слова Божия и церковных постановлений составить правила о благоприличном духовным лицам одеянии, которое, отличая их от мирских, в то же время напоминало им приличные их званию обязанности и сии правила представить нам на утверждение».
Однако «сии правила» так и не были представлены, а, следовательно, и утверждены.
Отсюда вывод: то, что не получилось в 1825-м году, тем более не получится в году 2010-м.