Священнослужители РПЦ рассуждают о школьной форме…
В нескольких странах — в основном в европейских (Германия, Франция, Бельгия), но и в некоторых традиционно мусульманских (Турция, Узбекистан) запрещено носить мусульманские платки в школах. Введение этих запретов сопровождалось протестами и спорами, и эти споры, похоже, докатились и до России. В Башкирии, в городе Дюртули, ученице-мусульманке запретили ходить на занятия в платке, ссылаясь на утвержденную школьную форму.
Как известно, общеобязательная школьная форма была отменена после падения коммунизма — она ассоциировалась с пороками советской системы образования, а ее отмена воспринималась как долгожданная свобода. Однако во многих школах отмена формы привела к конфликтам между учащимися — не столько даже на национальной и религиозной почве, сколько на социальной: контраст между внешним видом детей из семей с разным достатком провоцировал напряжение. Поэтому в действующем законе об образовании школам дано право утверждать форму или правила одежды для своих учащихся, чем многие учебные заведения и воспользовались.
Выяснить мнение священнослужителей по этому поводу взялся портал Регионс.ру, задав вопросы: «Как на ваш взгляд, может ли школа запрещать ношение мусульманской и иной „религиозно окрашенной“ одежды своим ученикам? Как бы вы отнеслись ко введению обязательной школьной формы на государственном уровне?»
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает данный вопрос очень деликатным. «В данном случае мы должны пройти между своего рода „Сциллой и Харибдой“. С одной стороны, было бы очень вздорно, если бы мы вслед за французским президентом, объявившем светскость основой идентичности французов как нации, попытались бы нечто подобное учредить и в России и, руководствуясь принципом равноудаленности государства от всех религий, запретить именно в таком понимании и в таком ракурсе ношение приметных религиозных символов или одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность в школах», — сказал он.
«С другой стороны, и излишнее подчеркивание тех или иных религиозно окрашенных видов одежды могло бы не способствовать мирной атмосфере в государственных учебных заведениях», — отметил отец Максим.
«Едва ли не идеальным выходом в данном случае видится введение общеобязательной (может быть, не в едином стандарте, как это было в советское время) формы, параметры которой определялись бы самим учебным заведением в лице учителей и родителей учащихся», — заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает вполне допустимым носить в школе одежду, в которой присутствуют элементы той или иной религиозной традиции. «Самое главное, чтобы это не воспринималось окружающими как некий вызов или оскорбление. С другой стороны, полный разнобой в школьной одежде может быть не очень приятен с эстетической точки зрения», — сказал он.
«Не знаю, стоит ли вводить единую школьную форму. Может быть, достаточно ограничиться требованиями или рекомендациями самого общего характера», — добавил отец Тихон. Русская линия