Православные священнослужители об инициативе парламентариев ограничить рекламу чародеев и т.н. «целителей»…
Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О рекламе», запрещающие рекламу оккультно-мистических услуг, сообщает Regins.Ru. Только в прошлом году в Москве к услугам магов и целителей, по данным МВД, прибегало 300 тысяч человек, а представители Русской Православной Церкви уточняют, что 800 тысяч. По данным соцопросов, примерно 20% россиян хоть раз да обращались к чародеям.
«Какой, по-вашему, должна быть государственная политика по отношению к так называемым „оккультно-магическим услугам“? Как бы вы объяснили их востребованность в России?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников считает, что популярность всевозможных колдунов и «целителей» обусловлена отсутствием не только духовного, но и просто душевно-нравственного знания о природе зла. «Почва для распространения всякого рода оккультизма и чародейства — в неверии и малом знании», — сказал он.
«Инициативу законодателей я полностью поддерживаю и надеюсь, что это только начало. В целом государственная политика в этом направлении должна опираться на четкие духовно-нравственные принципы, на Божию правду. Но, к сожалению, об этом сейчас приходится только мечтать», — добавил протоиерей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов уверен, что востребованyость в России чародейства можно объяснить только отсутствием религиозной культуры. «Ведь весь этот магизм — давным-давно пройденный этап истории духовной культуры человечества», — сказал он.
«Естественно, всю эту мерзость надо категорически запретить и строго наказывать за занятие подобными вещами, которые оказывают разрушительное воздействие на человеческую психику и зачастую связаны с элементарным мошенничеством. Но вот уже двадцать лет и газеты с журналами, и ТВ морочат людям головы», — считает протоиерей.
«Инициатива парламентариев, конечно, не может не радовать. Только слишком уж поздно они этим вопросом занялись», — заключил он.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин отметил, что пропаганда и распространение оккультизма — общая беда многих стран.
«Рост интереса к оккультизму, распад религиозного сознания, разрушение семьи, нравственных основ жизни — все это признаки внутреннего упадка народов и целых цивилизаций, это хорошо известно историкам», — сказал он.
«Мировые религии — христианство, ислам, — это хорошо разработанные и испытанные многими веками религиозно-нравственные системы. Оккультизм же — своего рода „религиозная свалка“, гора гниющей мертвечины. Широко распространенный сейчас религиозный нигилизм, вера в деньги — тоже разновидность оккультизма», — считает протоиерей.
«Нужно попытаться затормозить это гниение, вводить некие „лекарства“ в общественный организм. Если мы не хотим загубить свое общество, ни в коем случае нельзя искусственно подогревать интерес к оккультизму через средства массовой информации и рекламу», — заявил отец Артемий.
«Хорошо, что Госдума предпринимает какие-то шаги в этом направлении. Но надо понимать, что если не будет проводиться последовательная государственная политика, полномасштабная поддержка традиционных религий, то вряд ли что-то всерьез поможет», — заключил он.
Клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове священник Андрей Алексеев уверен, что оккультизм и чародейство любого сорта представляют прямую угрозу государственной и национальной безопасности.
«Государство несет ответственность за здоровье своих граждан, — здоровье не только внешнее, но и внутреннее, духовное. Это серьезный вопрос о воздействии сил зла на людей: и на тех, кто этим занимается (и часто в ослеплении не понимает, что это зло), и на тех, на кого эта деятельность направлена», — сказал он.
«Еще в Ветхом Завете — и в Пятикнижии, и у пророков, — содержатся строгие предупреждения о недопустимости обращаться к людям, занимающимся подобным „целительством“, а фактически — колдовством; принимать этих людей в своем доме и самим этим заниматься. По ветхозаветным установлениям подобных „целителей“ и колдунов побивали камнями до смерти», — напомнил священник.
«И в новозаветной традиции, например, в постановлениях Вселенских соборов, у многих Святых отцов мы видим, что подобная деятельность трактуется как наносящая страшный вред и урон человеку, поскольку это прямое воздействие сил зла на человека, работа диавола по духовному и телесному разрушению человеческой личности», — добавил он.
«Распространение этого зла во многом объясняется элементарной безграмотностью. А тут еще реклама!» — воскликнул отец Алексий. «Церковь неоднократно указывала государственной власти на недопустимость присутствия этого явления в нашей жизни. Думаю, государство должно, наконец, предпринять конкретные шаги по защите своих граждан от этого зла», — заключил он.
Клирик Богоявленского собора в Елохове священник Алексий Козливсков поддержал запрет на рекламу «мерзости пред Богом». «Именно так в Библии (Второзак. Гл.18) называются ворожеи, гадатели, вызыватели духов и прочие оккультисты. Мы, православные священники (да еще, наверное, и психиатры), чаще других сталкиваемся с негативными последствиями для психического и духовного здоровья граждан, обращавшихся к подобным магам, знахарям и целителям», — сказал он.
«Надеюсь, что государство наше по-настоящему будет заботиться о нравственном и духовном здоровье нации, а для этого и дальше будет интересоваться: что же рекламируется в СМИ, какие нравственно-духовные принципы насаждаются общественными телеканалами и печатной продукцией. Может быть, люди, облеченные властью, задумаются, нравственно ли с этим злом безучастно мириться или даже получать с него свою долю в виде налогов?» — выразил надежду священник.
Заведующий сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Александр Добродеев полагает, что давно пора остановить «демонизацию» страны. «Государство, заявляющее о своей светскости, по сути дела является языческим. А языческое государство — оккультно-„всеядно“», — заметил он.
«Само отсутствие запрета на оккультно-мистические услуги уже является потворством надувательству граждан страны. То, что сейчас пытаются внести соответствующую поправку о рекламе псевдоцелителей — это всего лишь паллиативная мера. К сожалению, не похоже, чтобы власти в самом деле обдумали эту проблему», — полагает священник. «Люди, по-видимому, привыкли ко лжи, им с нею комфортно», — заключил отец Александр.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» священник Максим Первозванский считает, что популярность оккультизма обусловлена тем, что религия требует выстраивать личные отношения с высшими силами, а оккультизм претендует на воздействие по типу таблетки: выпил ее — и полегчало.
«Безусловно, необходимо запретить рекламу оккультно-мистических услуг, но надо это сделать так, чтобы для псевдоцелителей не осталось „лазейки“, наподобие той, что мы наблюдаем в законе, запрещающем игорный бизнес», — заметил он.
«На сегодня мы наблюдаем классический цивилизационный „откат“ к самым архаичным формам духовных и оздоровительно-медицинских практик. Происходит это в первую очередь из-за падения уровня образования и, как следствие, медицины», — полагает священник.
«Важно также то, что советский глобальный эксперимент вытеснил духовно-религиозное из жизни человека. Поэтому как только запреты в этой области были сняты, народ „кинулся“ в самые примитивные магические верования: „миссионеры“ оккультного язычества, обещают легкое решение проблем и быстрое выздоровление. И люди предпочитают, что называется, идти „широкими вратами“, желая просто и за пять минут устроить свою жизнь, приложив минимум усилий. Вообще отсутствие стремления долго и упорно трудиться над собой и своим здоровьем — это одна из нарастающих тенденций нашего общества», — подчеркнул отец Максим.
«Мы ленимся заглянуть внутрь себя, тяготимся молитвой и страшимся каяться. Нам кажется, что проще пойти, „отстегнуть“ немного целителю и все решится за тебя, — а так не бывает», — заключил он.
Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член Епархиальной комиссии по делам молодежи Москвы священник Филипп Ильяшенко считает, что если государство силой закона защищает жизнь, физическое здоровье и имущество граждан, то ему следует защищать также их психическое, духовное здоровье.
«От правильного подхода средств массовой информации к этой проблеме во многом зависит ее решение. Политика государства здесь должна быть, безусловно, жесткой. Дело не только в том, чтобы кого-то поймать, жестоко наказать. Эта политика должна быть последовательной в осуществлении права граждан на свободу информации. До сведения людей надо полно и правдиво рассказывать, к каким последствиям приводит обращение граждан к «оккультным услугам». Это, может быть, даже лучше запретительных мер будет способствовать спаду популярности таких «услуг», — сказал он.
«Природе человека свойственно искать легкого пути. Чтобы чего-то добиться по-настоящему, нужно делать усилия, а иногда — сверхусилия. Куда проще обратиться к магу-кудеснику, который, взмахнув волшебной палочкой, как будто все проблемы решит. Потому эти услуги и пользуются спросом. Но за эти «легкие» решения обязательно придется тяжело расплачиваться», — заключил отец Филипп.
Преподаватель МДАиС иеромонах Тихон (Зимин) напоминает, что оккультное нашествие на Россию началось еще в конце 1980-х гг. «И вызвано оно было бездуховностью, воцарившейся на месте запустения, — а она, к сожалению, никуда не исчезла. Это следствие гонений на Церковь и разрушения храмов. Этим и объясняется распространение «духовности со знаком минус». И сознательные служители нечистой силы, и маги с чародеями, да и просто самозванцы с шарлатанами спекулируют на потребности человеческой души в возвышенном и духовном», — сказал он.
«Вот, наконец, стали предприниматься какие-то конкретные шаги, чтобы ограничить хотя бы рекламу этого безобразия. Это, конечно, хорошо. Но нужно идти дальше и думать о том, как оградить наших граждан от бездуховности и отрицательной духовности, оставаясь при этом в поле законности, не нарушая основных конституционных прав и свобод людей», — добавил отец Тихон.
Заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) отметил, что нельзя говорить о здоровом образе жизни и одновременно рекламировать знахарей и колдунов.
«В нашем государстве реализуются программы по поддержанию здорового образа жизни, проходят информационные компании в поддержку избавления от алкогольной и наркотической зависимости. Однако даже при физическом здоровье человек может оказаться незащищенным от действий мошенников или так называемых целителей», — сказал он.
«Церковь всегда противостояла разгулу оккультизма. Эта ее позиция вызвана заботой об улучшении духовно-нравственного состояния наших сограждан, так как подобные практики несомненно наносят вред душе человека», — добавил иеродиакон.
«Популярность «оккультных услуг» в нашем обществе вызвана жаждой приобщиться к духовному миру без нравственной работы над собой. Однако в конечном итоге искатели такой «духовности» получают опасную подделку», — предупредил он.
«В российских СМИ действует ряд запретов на рекламу определенного вида товаров и услуг, которые явным образом способствуют дестабилизации общества или его физического и нравственного вырождения. Это не вызывает общественных нареканий. Думаю, что инициатива об ограничении рекламы оккультных услуг не вызовет отрицательного общественного резонанса», — заключил отец Лаврентий. Русская линия
«Всю эту мерзость надо категорически запретить» Православные священнослужители об инициативе парламентариев ограничить рекламу чародеев и т.н. «целителей»...