Православные священнослужители о решении екатеринбургского суда, признавшего ненормативную лексику нормой русского языка…
В Екатеринбурге суд приравнял матерные слова к междометиям, и нашел допустимым употреблять их в общественных местах. Суд постановил, что «нецензурные оскорбления являются всего лишь междометиями в современном русском языке» и потому употребляющий их не совершает правонарушения, сообщает Regions.Ru.
«Как вы расцениваете решение суда? Каковы, на ваш взгляд, причины того, что матерная брань перестает быть запретной? Какие последствия это может иметь?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов считает, что решение суда свидетельствует об общей варваризации и общем распаде, достигшем предела, положенного инстинктом нравственного самосохранения человечества. «Люди уже не воспринимают предупреждение Божие о том, что каждый человек ответит на Суде не только за каждое скверное слово, но и за каждое „слово праздное“. И вот скверна уже входит в нашу жизнь как нормальное явление. Грех становится нормой. Ниже пасть невозможно», — сказал он.
«Сквернословие — это печать диавола и антихриста. И следствием добровольного приятия этой печати станет уничтожение человека как духовного и нравственного явления. А такая смерть гораздо страшней смерти только физической», — предупредил протоиерей.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко назвал передергиванием утверждение, что ненормативная лексика является естественным и необходимым элементом русского языка, а матерные выражения суть всего лишь междометия. «Вся наша классическая литература свидетельствует о том, что великий русский язык может совершенно спокойно обходиться без грязи», — сказал он.
«Подобными судебными решениями судьи и судебные эксперты дискредитируют не только самих себя, но и всю судебную систему, у которой кредит народного доверия и так невелик», — отметил отец Борис. «Сквернословие — это грех. Нарушение заповедей Божиих будет иметь для каждого человека серьезные последствия. А вот отказ от употребления в речи ругательств и скверных слов является залогом не только душевного, но и физического здоровья и долголетия. И этому есть немало подтверждений», — добавил протоиерей.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко считает, что для оценки данного случая следует вспомнить значение слов «сквернословие» и «правосудие». «Мы должны вспомнить, что скверные слова оскорбляют не только того, к кому они обращены, но и того, кто их произносит и сам себя оскверняет. А правосудие — это правый суд, а правда — у Бога. В данном случае нельзя, к сожалению, сказать, что правосудие совершилось», — сказал он.
«Решение суда вызывает и удивление, и резкий протест. Объявление скверны нормой свидетельствует о невысоком духовном уровне тех, кто так считает. Это свидетельство падения нравов», — полагает отец Александр. «Мне кажется, что общество должно неизменно выражать резкое отрицательное отношение к подобным неправосудным решениям. И мы обязаны следить за чистотой собственной речи, что бы там ни решали некоторые судьи, считающие матерную брань допустимой», — заключил он.
Руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин отметил, что матерная брань — первый признак бескультурности. «Всем понятно, что ненормативная лексика — это брань, а не междометия. Я полагаю, что с этим согласится каждый нормальный культурный человек», — заметил он.
«Употребление матерщины свидетельствует или об отсутствии культуры у человека, или о проявлении агрессии. Бывает, что среди молодежи ее используют нарочито в знак протеста», — сказал отец Артемий. «Кризис языка — это показатель кризиса ментальности и самоидентификации нашего народа. Он, прежде всего, свидетельствует о больной русской душе. А больную душу надо лечить. И здесь надо действовать не только запретами, а смотреть в корень этой проблемы», — заключил священник.
Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках священник Александр Кириллин считает решение суда неверным как с моральной, так и с юридической точки зрения. «Матерная брань в общественных местах, в присутствии других людей, особенно детей, должна квалифицироваться как нарушение общественного порядка и мелкое хулиганство. Оскорбление человека, каким бы образом оно ни выражалось, остается оскорблением», — сказал он.
«Распространение сквернословия в обществе связано, конечно, с падением уровня общей культуры, чему, кстати, весьма активно способствуют СМИ. Снятие запретов на матерную брань будет иметь самые печальные последствия. Уже сейчас в этой связи можно говорить о самой настоящей национальной трагедии», — добавил священник.
Клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов напомнил слова Ахматовой: «Когда на улице кричат „Дурак!“, не обязательно оборачиваться». «Легализация матерной брани свидетельствует о глобальном процессе энтропии в обществе. Снимая запреты и табу, мир постепенно деградирует», — считает он.
«Можно описать простую схему жизни: человек пытается быть счастливым, но не достигает желаемого, тогда возникает мысль о том, что, если он нарушит какое-то табу, то счастья прибавится. Так он начинает „катиться“ по нисходящей», — заметил священник.
«Всегда считалось, что за матерный язык унижает вполне определенные святыни: он оскорбляет Богородицу, родную мать и мать-землю, — то есть сам образ матери в ключевых ее проявлениях», — сказал он.
«Слово обладает великой силой. Им можно созидать и можно разрушать. Не случайно Христос именуется „Бог-Слово“. Что же касается матерной брани, то я поддерживаю церковное мнение, что она имеет демоническое происхождение», — заключил отец Сергий. Русская линия