Епископ Лонгин: «Каноны являются непререкаемым законом»
Но действия епархиального начальства (переводы священников с места на место и прочее) часто определяются церковной целесообразностью, заявил владыка…
«Жизнь Православной Церкви строится на основе Священного Писания и канонов, которые выработаны Вселенскими и Поместными Соборами за её двухтысячелетнюю историю. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй церковной жизни и управление Церковью, и каждый человек, избирающий для себя путь служения Богу в священном сане или принимающий монашество, должен знать и принимать это. Действия священноначалия, в том числе правящих архиереев епархий, определяются церковной целесообразностью», — заявил епископ Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос о том, что делать священнослужителям в случае конфликта и несправедливости со стороны правящего архиерея. Ответы на вопросы читателей на днях были опубликованы на сайте Саратовской епархии.
«Да, не всегда мы, священнослужители, можем сказать, что так же защищены Уставом Церкви и канонами, как сотрудники светских организаций — Трудовым кодексом и профсоюзами, — отметил владыка. — Но в Церкви складываются совершенно особые отношения между служащими, и многое в них может быть совершенно непонятным с точки зрения современного человека и не подлежит регулированию с помощью светского законодательства. Допустим, у священника ушла жена или сам он выступил инициатором развода. По канонам, архиерей обязан запретить его в священнослужении. Можно ли рассматривать эту ситуацию с точки зрения Трудового кодекса? — Немыслимо».
«Одним из наиболее „болезненных“ моментов внутрицерковной жизни бывают переводы священнослужителей из одного храма в другой, — подчеркнул архиерей. — Часто они становятся предметом недовольства как священников, так и прихожан, и рассматриваются как некое „наказание“ или попытка архиерея проявить свою власть. Но давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле». «На место настоятеля храма нельзя поставить только что рукоположенного священника, вчерашнего семинариста, — поясняет епископ Лонгин. — Поэтому естественно, что на настоятельскую должность архиерей старается определить человека, уже получившего хоть какой-то опыт церковного служения, послужившего некоторое время вторым или третьим священником в городском храме».
«Однако когда такой священник „вдруг“, как может показаться со стороны, получает назначение в райцентр или в село, начинаются разговоры: „На батюшку начались гонения, батюшка кому-то не угодил..“. На самом-то деле правящему архиерею просто нужно найти человека, который сможет выполнять обязанности настоятеля, а на его место в городском храме будет назначен, скажем, сегодняшний выпускник семинарии, которому нужно набраться опыта — с тем, чтобы со временем и ему можно было доверить нечто большее, чем служение штатного священника многоклирного городского храма», — заявил епископ Лонгин.
По словам владыки, «конечно, что штатный священник городского храма на практике зарабатывает гораздо больше настоятеля сельского прихода», но «ведь мы, выбирая свой путь, желали именно послужить Богу, а не найти для себя легкую и денежную профессию». «Священнику, имеющему семью, нужно, конечно, содержать её, но надо относиться к этому соответствующим образом: не считать зарабатывание денег главным делом в своей жизни, — отметил епископ. — Если же священник считает, что приоритетом для него является возможность жить в комфортабельных городских условиях и зарабатывать большие деньги, то он просто „ошибся дверью“, и чем быстрее он оставит священнослужение, тем будет лучше и для него, и для Церкви».
«Я хотел бы напомнить, что архиерей тоже может быть переведен на другую кафедру, опять же из соображений церковной целесообразности, — отметил владыка Лонгин. — И поверьте, ему не намного легче переезжать с места на место, чем священнику или диакону. Но ведь в начале своего служения, перед рукоположением мы давали присягу — „во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь и выгоды, но славу Божию, благо Святыя Православныя Церкви и спасение ближних“; давали „твердое и осмысленное обещание смиренно нести свой крест и всю полноту ответственности“, а монашествующие — приносили монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжания».
«Сегодня в обществе практически утрачено понятие о нравственности, и никому из работодателей не придет в голову интересоваться моральным обликом своих работников. А священноначалие обязано этим заниматься, потому что если облик священнослужителя не соответствует требованиям христианства, он не имеет права продолжать свое служение. И таких ситуаций, не совпадающих со светскими представлениями о трудовых отношениях, в церковной жизни много. Так что к Церкви нельзя подходить как к одной из структур этого мира — она живет по своим законам, и те, кто вступает в клир, должны отдавать себе отчет о том, что они в своем служении накладывают на себя добровольно, ради Бога, определенные ограничения», — заключил епископ Лонгин. Русская линия
Епископ Лонгин: «Каноны являются непререкаемым законом» Но действия епархиального начальства (переводы священников с места на место и прочее) часто определяются церковной целесообразностью, заявил владыка...