Пиратов, захвативших на днях российское судно, уже нет в живых…
Танкер «Московский университет», шедший под флагом Либерии из Красного моря в Китай, был захвачен пиратами в Аденском заливе в 350 милях от берега утром 5 мая. На борту находились 23 российских моряка. Не имея других возможностей предотвратить захват судна, капитан Юрий Тульчинский проявил завидную находчивость и мужество: он со всем экипажем закрылся в машинном отделении, обездвижив и обесточив свой танкер. Пираты штурмовали забаррикадировавшихся моряков, но ничего не смогли сделать. Менее чем через сутки к месту трагедии подошёл Большой противолодочный корабль ВМС РФ «Маршал Шапошников». Десант военморов освободил танкер и запертых моряков, при этом один пират был убит, ещё десять — взяты в плен.
Поначалу, пленных планировали отправить в Россию и судить и наказать их по российским законам, мотивируя это тем, что сомалийцы совершили преступление против российских граждан. Но международное право традиционно определяет подсудность по территории, на которой совершено преступление. «Московский университет» шёл не под российским флагом, а потому и нет оснований судить сомалийских пиратов в России. Можно было бы передать пиратов властям Сомали, но, небезосновательно полагая, что эти же преступники могут очень скоро оказаться на свободе и стать участниками новых захватов судов, командир «Маршала Шапошникова» принял соломоново решение: отпустить захваченных пиратов в открытое море на их же лодке, понимая, что у них немного шансов добраться до берега.
Так, видимо и произошло: через час их судно пропало с экранов радаров. Скорее всего, преступники не смогли справиться с морской стихией и погибли. Это и неудивительно, учитывая состояние, в котором обычно эти морские разбойники нападают на суда. Вот, что рассказал участник другого столкновения с сомалийскими пиратами: «..На борт крейсера подняли девять человек. (..) Когда Ярослав, как медик, осмотрел их, он пришёл в ужас. Оказалось, что все они находятся в глубоком наркотическом опьянении — кто-то обколот, кто-то обкурен. (..) У этих пиратов такие безумные, бессмысленные глаза..»
А действительно, что делать с захваченными пиратами? Издавна по морским традициям, ставшим в дальнейшем непреложным законом, любой захваченный на месте преступления морской разбойник подвергался казни без суда и следствия. Такая строгая мера обусловлена особой тяжестью преступления: захват судна — не только, так сказать, «места работы» моряков, но и единственного их прибежища среди бескрайних вод, говорит о неимоверной жестокости преступления, требующего адекватного наказания. И такое наказание приносило свои плоды. Перспектива «сушиться на рее» необычайно эффективно охлаждала грабительский пыл «джентльменов удачи».
В наш гуманный век смертная казнь отменена в большинстве христианских стран мира. В России, хотя смертная казнь пока не отменена, уже больше десяти лет действует мораторий на её исполнение. В такой ситуации пасует и традиционная международная практика, сталкиваясь с двойной моралью: «своих» убийц и насильников, приговорённых к смертной казни, не казним, а чужих, выходит, можно? А если не казнить, то что с ними делать? Окажись танкер под российским флагом, увезли бы их в Сибирь. И теплолюбивых африканских разбойников, если бы они не перемёрзли от страшных русских морозов, конечно, съели бы белые медведи.
Но большинство судов несут подставные флаги, и поэтому для напавших на них пиратов нет правосудия. И судить нельзя, и не наказывать нельзя. Хорошо, в этот раз нашлось хитрое решение, а как быть, если не найдётся? Очевидно, что рано или поздно странам, моряки которых регулярно подвергаются пиратским нападениям, придётся договориться не только о совместных действиях, но и о судьбе пленённых морских разбойников. И от того, что будет ожидать пиратов в случае поимки, во многом будет зависеть и будущее пиратства. И не только сомалийского. Русская линия