Законопроект о защите религиозных чувств был бы очень полезен
Закон, предложенный Грузинской Патриархией, крайне необходим и России, считают православные священнослужители…
Недавно разразившийся скандал вокруг антихристианской книги Ираклия Деисадзе «Тайная сходка» (намек на Тайную вечерю) повлек за собой обращение Грузинской Православной Церкви с призывом принять закон, защищающий чувства верующих. Политическое движение «Свобода» заявило, что готово инициировать соответствующий законопроект.
«Как вы думаете, нужен ли закон, защищающий чувства верующих от оскорбления? Не обернется ли он запретом на любую религиозную полемику и критику религии?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Макаров, сотрудник отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, считает, что критику и полемику не так уж трудно отличить от намеренных оскорблений.
«Не имею ничего против религиозной полемики и критики религии. У нас свобода слова. Но при этом не должно быть хамства. Смеяться над религиозными чувствами стало уже чуть ли не модой. Когда устраивается выставка, на которой оскорбляются религиозные святыни, когда под Пасху показывают „Последнее искушение Христа“, я чувствую себя оскорбленным, но не могу подать в суд, потому что меня лично никто не оскорблял», — сказал он.
«Закон, ограждающий верующих от издевательств, нужен. Другое дело, как такой закон будет использоваться. Ведь любую, даже очень хорошую идею можно довести до абсурда. Надеюсь, что здравый смысл этого не допустит», — добавил протоиерей Александр.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов уверен, что закон о защите религиозных чувств был бы полезен.
«Он должен приучить людей к корректному поведению и ответственному подбору слов. Ничего плохого в этом нет», — сказал он.
«Одно дело критика, и для многих христиан она, кстати, весьма полезна. Другое дело — кощунство, с которым мы слишком часто сталкиваемся и в литературе, и в изобразительном искусстве, я уж не говорю об эстраде. Я думаю, от подобных вещей и должна ограждать определенная юридическая норма, а люди должны эту норму в полной мере воспринимать», — добавил отец Димитрий.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма святых Петра и Павла при университете имени Герцена в Санкт-Петербурге, считает, что защищать чувства верующих людей от оскорблений нужно законодательно.
«В виду того, что в последнее время антирелигиозных высказываний стало очень много, подобный закон был бы полезен. Однако очень важно, как он будут составлен, поскольку от этого зависит его эффективность», — сказал он.
Священник не исключает, что в случае принятия такого закона он может обернуться запретом на любую религиозную полемику. «Вполне возможен и такой неблагоприятный поворот событий. Однако одно дело — это творчество, и совсем другое — это провокация под видом творчества, различить эти вещи в принципе возможно. Главное, чтобы данный закон не оказался „мертвым“ из-за расплывчивости формулировок», — заключил отец Артемий.
Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) считает, что любое самовыражение должно быть ограничено этическими рамками.
«Случившееся в Грузии — один из прецедентов проблемы, которая давно обсуждается на общемировом уровне. Все чаще верующие различных религий сталкиваются с оскорблениями в адрес своих священных религиозных лидеров или вероучения. Как правило, те, кто оскорбляет религиозные чувства, оправдывают свою позицию свободой самовыражения, ссылаясь на права человека. Однако такой подход вызывает серьезные сомнения с правозащитной позиции: ведь любое право должно рассматриваться в системе других прав. И в соответствии с этим, любое несогласие с чьими-то религиозными взглядами должно выражаться в уважительных или, как минимум, неоскорбительных формах. При любом диалоге или критическом высказывании необходимо соблюдать этику межрелигиозных отношений», — подчеркнул он.
«Сегодня многие верующие выступают с инициативой, сходной с предложением грузинского патриархата, стремясь оградить себя от издевательств над своими религиозными убеждениями. И эта проблема ненадуманна: религиозный человек воспринимает веру как часть своей личности. Любое пренебрежительное отношение к его религиозному мировоззрению всегда будет восприниматься как личное оскорбление», — заметил отец Филипп.
«На мой взгляд, не так уж и сложно провести грань между дискуссией, полемикой и оскорблением. Она всегда очевидна при любой форме диалога. И, думаю, что должны быть приняты меры со стороны государства и общества для поддержания этики дискуссии на взаимоуважительной основе», — заключил игумен Филипп.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, опасается, что введение подобного закона, учитывая реалии нашей жизни, может привести к самым непредсказуемым последствиям.
«Боюсь, что вреда такой закон принесет гораздо больше, чем пользы. Здесь может сложиться такая же парадоксальная ситуация, как и с пресловутым принципом политкорректности, доведенным либо до абсурда, либо до полной логической ясности — когда в одной из самых либеральных стран в мире священника могут осудить за то, что он называет грех грехом», — сказал он.
«Мне кажется, что решение этой проблемы лежит все же не в юридической плоскости, а в сфере нравственного воспитания и культурного развития личности», — добавил отец Алексий.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак уверен, что защищающий чувства верующих закон просто необходим.
«Закон, защищающий религиозные чувства человека, также необходим, как и все законы, защищающие гражданские права и свободы. У нас много говорят о защите религиозных чувств, но осуществить это на практике невозможно из-за отсутствия соответствующего закона», — сказал он.
Между тем, чувства верующих очень часто подвергаются оскорблениям и в кинематографе, и в литературе, и даже в рекламе — при том, что любой выпад в адрес представителей национальных меньшинств или определенных групп граждан сразу же становится предметом громкого разбирательства. Религиозные же чувства граждан законом не ограждены. И такой закон, как мне кажется, не может привести к вражде, но, скорее, к укреплению нравственности и ответственности", — заключил отец Андрей.
Русская линия
Законопроект о защите религиозных чувств был бы очень полезен Закон, предложенный Грузинской Патриархией, крайне необходим и России, считают православные священнослужители...