Большинство китайцев празднуют Рождество, чтобы не прогневать «западного бога»
«Большинство китайцев празднует Рождество на всякий случай — а вдруг этот западный бог все же существует», — говорит Бэтти Мэхью, редактор вестника духовной академии Holy Spirit. Бэтти живет в Гонконге уже более 15 лет, до этого она работала в Ватикане в офисе, окна которого выходили на резиденцию Папы Римского. Сегодня из окон ее кабинета видны небоскребы гонконгского района Абердин и маленькие лодки-сампаны, качающиеся на волнах у невысоких деревянных причалов. «Китайцы очень прагматичны, для них проще отдать дань уважения чужому богу, чем рискнуть навлечь на себя какие-то неприятности, пусть даже нематериального характера», — говорит она. В Гонконге все готово к празднованию Рождества по Григорианскому календарю. На центральной площади города, напротив старинного здания Законодательного совета Гонконга, открылся специальный «Город Санты» с «деревьями пожеланий», на которых уже висят тысячи листков с заветными мечтами, «Снежной церковью» и механическим Санта Клаусом, раз в 15 минут совершающим круг почета на оленьей упряжке с бубенцами. В центре площади установлен огромный экран, с помощью которого гонконгцы передают друг другу рождественские поздравления. В Гонконге сегодня около полумиллиона христиан — всего 8% от общего населения города. Тем не менее, христианское присутствие чувствуется здесь повсюду. По всему городу действует более тысячи протестантских конгрегаций и более ста католических приходов. В большинстве из них службы идут на нескольких языках: английском, кантонском, корейском и филиппинском. Под управлением христианских церквей находится половина средних школ в Гонконге, 30% детских садов, более тысячи медицинских учреждений и гуманитарных организаций. Бэтти Мэхью говорит, что после возвращения Гонконга под китайскую юрисдикцию в 1997 году в положении церкви ничего не изменилось. «Китайские власти пока никак не ограничивают религиозные свободы в Гонконге», — утверждает она. По ее словам, за все эти годы был только один случай, когда центральные власти попытались повлиять на проведение церковных мероприятий. 1 октября 2000 года Ватикан решил канонизировать 1200 китайских мучеников. Так как в этот же день в Китае отмечают День образования КНР, пекинские власти попросили не устраивать по этому поводу большой церемонии. «Но епископ Тун ответил, что-то, что одним кажется маленьким, другим все равно покажется большим, и провел церемонию так, как и планировалось заранее», — говорит Бэтти Мэхью. Вечер в канун Рождества большинство гонконгцев проведет с семьей за торжественным ужином или в многочисленных барах и ресторанах, приготовивших специальные меню и развлекательные программы. «В моей семье есть и христиане, и буддисты, но все мы все равно собираемся за рождественским ужином», — говорит один из китайских студентов Holy Spirit Дональд Чан. «Просто христиане дарят друг другу подарки, а остальные приберегают их до китайского Нового года», — с улыбкой заключает он. Торжественные службы прошли во всех гонконгских церквях. В некоторых из них велась прямая трансляция на специальные экраны, установленные на улице. Впрочем, сами верующие признают, что для большинства гонконгцев Рождество — это, скорее, светский, а не религиозный праздник. «Многие рассматривают рождественскую службу как десятиминутный перерыв между двумя бокалами пива, в Сочельник можно увидеть, как без пяти двенадцать люди неспешно идут к церкви из баров в Ланквайфоне (район, в котором расположено большинство питейных заведений Гонконга), а уже в пять минут первого быстрым шагом возвращаются обратно», — рассказал в интервью РИА «Новости» один из прихожан центрального гонконгского прихода Сэнт Джонс Ричард Чоу. — «РИА Новости / Русская линия