Д. Медведев: «Нам необходима смена образовательной парадигмы»
В Истре прошло расширенное заседание Госсовета…
Президент России Дмитрий Медведев впервые созвал совместное заседание сразу трех госструктур: президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству, а также Совета по науке, технологиям и образованию, чтобы обсудить, как он сам выразился, «крайне важную тему — роль культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи». Заседание состоялось в Истре (Московская область), в детской школе искусств «Вдохновение».
Обращаясь к собравшимся, глава государства отметил, что эта тема приобретает особое значение именно сейчас, «когда перед страной стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития». «Новые идеи, новые технологии, новое содержание — вот что потребуется от сегодняшних школьников и студентов буквально в ближайшие несколько лет», — подчеркнул он.
Президент напомнил о своей образовательной инициативе «Наша новая школа». «Смысл — создание школы, которая должна помогать раскрывать личностный потенциал, а не только давать знания, — пояснил он, — помогать готовиться к условиям жизни в высококонкурентной среде, то есть, уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи. Вот этого нам, я скажу откровенно, не хватает».
Медведев обратил внимание, что долгое время образование исходило из того, что человек раскрывает свои лучшие способности в коллективе, а коллектив помогает человеку. «Это нормально, — заметил президент, — но с другой стороны, каждый человек сам должен заниматься своей карьерой, думать о своем будущем и исходить из того, что ему придется конкурировать с другими людьми». «Это — некая смена парадигмы, в том числе, образовательной, — подчеркнул глава государства. — И я думаю, что мы действительно должны в известной степени и поменять наши установки, может быть, даже и ценностные установки на эту тему».
По мнению Президента, такого рода развитие происходит не только в школьной среде, но и в период внешкольного образования, дополнительного образования, которое, как заметил Медведев, «в советский период было развито очень неплохо». «В отличие от общешкольной, общеобразовательной программы, которая всегда является обязательной, здесь это — собственное желание молодого человека, что особенно важно, — заметил глава государства. — Мне хотелось бы как раз сегодня об этом с вами поговорить и подумать о том, как эта система может работать в современных условиях».
Он привел данные Министерства образования и науки, согласно которым в стране действует 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей. «Но что самое важное и наверное самое ценное для нас и что, как мне представляется, мы обязаны сохранить — в этой системе занимается более 10 млн детей в возрасте от 7 до 18 лет, — подчеркнул Медведев. — Это, безусловно, ценно».
Президент предложил создать в каждом из федеральных округов «образцово-показательные президентские лицеи». «Всегда нужно создавать образцы, — убежден он. — Это не должны быть какие-то бриллианты, которые недостижимы. Вокруг таких лицеев должна формироваться определенная региональная среда». Медведев предложил членам Госсовета и правительству продумать эту идею и определить, «какими темами будут заниматься эти президентские лицеи, какие образовательные программы должны реализовываться, и к чему, в конечном счете, они должны стремиться».
Особая заинтересованность государства и общества нужна для поддержки одаренной молодежи, продолжил президент. «Именно потому, что талантливые и креативные люди как раз являются теми, кто продвигает прогресс, кто занимается модернизацией государства, общества, экономики», — пояснил он. Существующих сейчас программ мало, отметил Медведев, все они — фрагментарны. Пока же нет «самого главного — того, что было создано в других странах за последние годы, именно: общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи», подчеркнул он. Речь идет «о формировании сети и научных, и естественного цикла, и гуманитарных центров при ведущих университетах страны, о заочных школах для одаренных школьников».
Медведев привел примеры из законов ряда стран, в которых существуют разделы, посвященные организации обучения одаренных и талантливых детей, — то есть, это дело имеет общенациональное значение. «Нам не нужно этого стесняться, не нужно унифицировать всю подготовку, которая существует, — подчеркнул президент. — Наоборот, мы должны всячески стимулировать таланты». «Мы должны иметь полноценную систему работы с тем, чтобы мы не оказывались в ситуации, когда значительная часть этих молодых людей берется на карандаш различного рода иностранными фондами, которые предлагают неплохие условия для обучения, — отметил президент. — И в конечном счете, многие из них уезжают на обучение, а впоследствии остаются, в другие страны».
Глава государства сказал, что он не выступает за то, чтобы «закрывать такие возможности». Наоборот, по его словам, просто «нам нужно уметь конкурировать с такого рода предложениями, только и всего с тем, чтобы наши талантливые люди, талантливые ребята, дети чувствовали, что они могут воспользоваться разными возможностями». Он указал, что должны быть созданы похожие условия в нашей стране", как и заграницей, тогда «будет возможность выбора» — а это, «наверное, самое главное». Русская линия