Реликвии из России оказались в центре внимания на выставке «Византия. Слава и власть», открывшейся в музее Metropolitan в Нью-Йорке
Реликвии из России оказались в центре внимания и даже произвели настоящую сенсацию на выставке «Византия. Слава и власть», открывшейся в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк). Музеи Кремля участвуют в масштабной интернациональной выставке наряду с семью другими сокровищницами России. В их числе — Государственный Эрмитаж, Исторический и Русский музеи, Третьяковская галерея и Новгородский музей-заповедник. По словам заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Зельфиры Трегуловой, это первое массовое участие России в чрезвычайно престижном проекте международного масштаба, где представлены ведущие национальные музеи и богатейшие частные собрания всего мира: от Лувра, Британского музея и коллекции Поля Гетти до древлехранилищ Греции, Болгарии, Сербии, Кипра. По мнению Трегуловой, хотя выставка примет массовых зрителей лишь начиная со вторника, уже сейчас она может претендовать на почетное место в ежегодном рейтинге британской газеты «Art Newspaper». В музее «Метрополитен» разместилось 350 экспонатов самого «первого ряда» из 124 музеев и частных собраний США, стран Европы, Азии, Африки. Однако по значимости в этом показе, как считает представитель музеев Кремля, с российскими реликвиями могут соперничать лишь легендарные иконы из монастыря св. Екатерины на Синае (Египет), впервые покинувшие родные пенаты. Кроме того, никогда прежде российские музеи и хранимые ими шедевры не были столь заметны на выставках, развернутых на территории США, добавила Трегулова. Так произошло и потому, добавила она, что шедевры из России, в особенности средневековые, крайне редко бывают за океаном, и в силу их исключительного художественного уровня, неотъемлемого от сакрального смысла исторической реликвии как таковой. В числе знаковых российских реликвий — Людогощенский крест из Новгорода, иконы «Борис и Глеб» новгородской школы, византийский образ 14 века «Богоматерь Одигитрия», происходящий из Благовещенского собора Московского Кремля, и его русская версия 15 века, хранящаяся ныне в собрании Третьяковки. Это уже вторая «серия» выставочного проекта о Византии. Первая, также с участием России, была показана в «Метрополитене» в 1997 году под девизом «Слава Византии». Темой новой экспозиции стал поздний, «палеологовский» период в истории канувшей в Лету державы — с 1261 по 1557 годов. Такой диапазон, захватив целое столетие после падения Византии в 1453 году, проект приобрел в силу того, что в фокусе — не только искусство «Священной империи», но и его влияние на Балканах и в России. Исследуются и варианты трансформации византийской культуры в других странах, вплоть до Венецианской республики и севера Европы. Хотя число экспонатов из России может показаться не столь уж большим — всего около 50-ти — они поразили воображение первых посетителей выставки, которыми стали специалисты и VIP-персоны. Запад практически не знаком с древностями, священными для Московской Руси, пояснила Трегулова. Между тем, «русские» экспонаты достойно выдерживают соперничество с прославленными раритетами из сердца «старой» христианской Европы. Например, впервые рядом, в одной огромной витрине, помещены два уникальных саккоса начала 14 века. Но малый саккос митрополита Фотия — тот, что хранится в Московском Кремле и является византийским памятником с дополнениями от русских мастеров, — по степени сохранности заметно превосходит аналог из музеев Ватикана. Еще один из всего-навсего трех, зато «ударных» экспонатов из Кремля — епитрахиль митрополита Фотия, на рубеже 14−15 веков украшенная уже российским жемчугом. «Двенадцать апостолов» — икону из Константинополя начала 14 века — прислал в США Пушкинский музей, Третьяковка — «Распятие» кисти Дионисия, а Русский музей — весьма почитаемую русскую икону «Борис и Глеб» в византийском окладе и не менее знаменитую «Битву новгородцев с суздальцами». Среди российских памятников выделяются также украшенные миниатюрами греческие и армянские рукописи из Эрмитажа, Русского и Исторического музеев, Российской национальной библиотеки (С.-Петербург). А в солидном каталоге выставки, содержащем статьи крупнейших ученых-византинистов, отдельный текст посвящен памятникам византийского шитья, происходящим из Кирилло-Белозерского монастыря на Русском Севере. Выставка в музее «Метрополитен» продлится до 4 июля, но уже сейчас россияне начали переговоры, хотя «очень непростые», с целью показать проект «Византия. Слава и власть» в России, сообщила замдиректора музея-заповедника «Московский Кремль». РИА «Новости»