СПОР ЗА ВЛАСТЬ В ИЗРАИЛЕ: ЧТО ПОБЕДИТ — РЕЛИГИЯ ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?
Что важнее — религиозные традиции или демократические ценности? Этот вопрос находится сейчас в центре внимания общественности не только в исламском Иране, переживающем время реформ, но и в Израиле. Острой эта проблема стала не так давно. Еще несколько лет назад израильское общество было относительно сплоченным — внешняя угроза объединяла всех. Под «всеми» подразумеваются евреи-атеисты, евреи, исполняющие некоторые религиозные обряды, но ведущие светский образ жизни, иудеи-традиционалисты, «харедим» /ультраортодоксальные иудеи/, сторонники иудаизма модернистского толка. Внутриполитическая проблема вокруг религии обострилась лишь в последние годы, когда опасность войны уменьшилась благодаря мирным соглашениям с палестинцами. Наступило время «внутренних разборок». Пришедшее два года назад к власти правительство Биньямина Нетаньяху /блок «Ликуд"/ обладает большинством голосов в кнессете /парламенте/ благодаря поддержке небольших религиозных партий. Поэтому для сохранения парламентского большинства при осуществлении принципиальных акций внутренней и внешней политики премьер-министр вынужден идти на уступки своим партнерам по коалиции. Это привело к серьезному изменению баланса сил в «религиозно-светском» противостоянии. В частности, пост министра внутренних дел был отдан «религиознику» Элияху Суисе. Что последовало? Есть такой пример: не так давно руководство МВД выступило с директивой, согласно которой многие приезжающие в Израиль иммигранты обязаны проходить «генетический тест», который подтверждал бы их еврейское происхождение. Акция МВД вызвала резкие протесты в стране и привела к негативной реакции за рубежом. Израильские правозащитники и их иностранные коллеги обвинили министерство в расизме. Ультраортодоксы же пришли в состояние восторга. Они считают, что в последнее время в Израиль переселяются не столько евреи, сколько «гои» /неевреи/ – либо члены семей евреев, не имеющие никакого отношения к еврейству, либо люди, обманным путем изменившие запись в графе «национальность» в советском, например, паспорте. Не ограничившись борьбой за «чистоту расы» на уровне МВД, ультраортодоксы перешли в наступление и на других фронтах. В ущерб национальной индустрии туризма они требуют, чтобы во всех гостиницах строго соблюдался «кашрут» /кошерность/ в «шаббат» /субботний день, когда правоверным евреям запрещено работать/. Получается, что тогда туристы не смогут ни поразвлекаться, ни пообедать в ресторане. Кстати, о ресторанах. Недавно в Иерусалиме прошла демонстрация ультраортодоксов, потребовавших закрытия одного из заведений общественного питания на том основании, что его хозяин принимает гостей по субботам. Дело дошло до схватки демонстрантов с полицией. Впрочем, конфронтация «религиозников» с полицейскими — дело для Израиля обычное. Доходит даже до курьезов: стражи порядка вмешались, когда группа «харедим» пыталась предотвратить археологические раскопки в Иерусалиме. Ортодоксы обвиняли археологов в том, что они тревожат останки древних евреев. По этому поводу был вынужден высказаться Главный раввинат. Согласно его вердикту, в случае обнаружения при раскопках или строительстве человеческих костей и невозможности оставить их на месте, останки следует перезахоронить на кладбище. Или другой случай: на экзамен для получения водительского удостоверения пришла девушка, не слишком, скажем прямо, строго одетая. Экзаменатор — глубоко верующий человек — отказался садиться в одну машину с девушкой. Впоследствии руководство израильской дорожной полиции ввело правило, согласно которому все экзаменуемые обязаны «прилично» одеваться. Происходящее глубоко тревожит светские круги, придерживающиеся демократических принципов. Они считают, что наступление ортодоксов грозит единству общества, а их возможная победа на выборах может сделать страну «иудейским Ираном». Особое недовольство вызывает то, что учащиеся «йешив» /религиозных учебных заведений/ освобождены от службы в армии, в то время как даже впервые прибывающий в Израиль молодой иммигрант обязан чуть ли не на следующий день после приезда идти служить, порой — в опасные районы типа Южного Ливана. Пока поддерживаемый большинством израильского общества законопроект об отмене льгот для ультраортодоксов парламент не принял, предстоит новое голосование. Думается, что до полной «иудаизации» Израиля по иранскому образцу дело не дойдет. В среде самих «религиозников» нет единства. Так, иерусалимский муниципалитет даже решил соорудить у знаменитой «Стены плача» в Старом городе /одной из святынь иудеев/ специальный помост для приверженцев традиционной и модернистской ветвей иудаизма, чтобы предотвратить их столкновения с «оккупировавшими» святое место ультраортодоксами. Собственно, и последние далеко не монолитны. Они — тоже люди со своими страстями и пороками. Как пишет газета «Гаарец», все больше учащихся «йешив» занимаются предосудительными делами — хулиганят на улицах, пьют спиртное и курят, ходят в кинотеатры, смотрят телевизор. Мало того, по данным местной печати, большинство проституток в Иерусалиме родились в религиозных семьях, а их услугами пользуются в основном те же ультраортодоксы. Вместе с тем, ортодоксы завоевывают все большее влияние в Святом городе. Опасаясь, что Иерусалим окончательно перейдет под их власть, оттуда в другие города Израиля переезжают светские семьи. Израильской «столице», не признанной таковой большинством государств мира, грозит опасность превращения в ближневосточный «Ватикан», где не будет места ничему, кроме молитв и религиозных церемоний. ИТАР-ТАСС