Не успела дойти до России и до Государя Императора икона святителя Николая, которую в подарок последнему российскому царю Николаю П написал незадолго до трагических событий греческий монах Иоанникиос Маврополус. Так считает его последний владелец — известный в Европе греко-кипрский иконописец монах Каллиникос. У него в течение полувека и хранится по сей день эта реликвия, получившая название «царской» за ее предназначение. Каллиникос рассказал корр. ИТАР-ТАСС об истории этого образа, который все эти годы так и остался никем не востребованным. Впервые о существовании иконы стало известно в прошлом году, когда на Кипре и в России одновремено появилась почтовая марка с ее изображением. В описании этой миниатюры сказано, что она перепечатана с оригинала, хранящегося в церкви Святителя Николая Ставровуни на Крестовой горе, что недалеко от кипрской столицы Никосия. В мужском монастыре Ставровуни мне показали сразу несколько икон Мирликийского великого христианского святого. Однако той, что запечатлена на марке не было. Как пояснил тамошний монах Илларион, почтовым ведомством Кипра допущена ошибка. «Царской иконы» в Ставровуни нет, сказал он, но ее все же можно найти у монаха-иконописца Каллиникоса в его мастерской, что напротив другого мужского монастыря во имя святой великомученицы Варвары, у самого подножия Крестовой горы. У 80-летнего монаха Каллиникоса, прозванного в простонародье Богомазом, мне тоже приходилось бывать. Однако он ни разу не раскрыл тайны иконы святителя Николая и решился сделать это только после выпуска Россией и Кипром совместной серии марок, посвященной православным памятникам двух стран. Икона была снята Каллиникосом на слайд и вышла в свет в виде марки. Отец Каллиникос вынес с моей помощью из чуланчика почти в человеческий рост покрытый слоем пыли оригинал. «В 20 лет я сбежал от родителей и против их воли постригся монахи. Это случилось почти 60 лет назад, — поведал старец. — С разрешения настоятеля монастыря игумена Варнавы стал учиться иконописи. Но уже через три года почувствовал, что мои наставники мало сведущи в своем ремесле. Тогда упросил братию послать меня на стажировку в Грецию на Святую гору. На Афоне меня отдали в подмастерья, я служил при православных храмах. Там-то однажды я и попал в русский Пантелеимоновский монастырь, где познакомился с творчеством великих мастеров, которые, наверно, мало чем уступали Феофану Греку. Впервые увидел я списки работ и непревзойденного гения духовной живописи преподобного Андрея Рублева. Понял, что ничего не умею и стал изучать искусство русских монахов-иконописцев, которых было великое множество в афонских церквях. В одном из скитов в 1946 году я встретился с монахом Владимиром из Руси. Когда тот узнал, что я интересуюсь работами греко-русской школы, то предложил купить мне икону с удивительной судьбой. Отец Владимир привел меня в хранилище и открыл плотно заколоченный ящик. На нем был написан адрес санкт-петербургского Императорского дома. Находившаяся в ящике икона Николая Чудотворца предназначалась самому русскому государю. Однако святыня так и не дошла до монарха из-за начавшихся в России в 1917 году страшных потрясений». Автор храмовой иконы, продолжал рассказ мастер Каллиникос — мой великий учитель греческий монах Иоанникиос Маврополус. Россиянин Владимир приобрел этот духовный шедевр отца Иоанникиоса незадолго до его смерти. «Заплатив невероятную для тех времен сумму — 500 кипрских фунтов, я привез икону на Кипр», — сказал Каллиникос. Знающий историю России монах-колекционер Каллиникос поведал, что еще в 1890 году, будучи престолонаследником, Николай Александрович заходил на крейсере «Память Азова» в Грецию, а сопровождавший его в зарубежной поездке сын греческого короля Георгий даже спас цесаревича от верной смерти в Японии во время имевшего там место покушения на царственную особу. «Так что, у всех у нас — у России, Греции и Кипра, много общего в прошлом и настоящем», — заметил кипрский монах. Описать словами «царскую» икону Св. Николая вряд ли возможно. Сметенная с чудного образа пыль открыла взору такой знакомый, но в то же время и необычный по силе воздействия лик Николая Угодника, словно бы пронизанный изнутри лучезарным сиянием. Великий святой предстал на иконе в вышитом золотом епископском облачении, в левой руке у него Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте. В верхних углах иконы изображены Спаситель и Божия Матерь. Икона выполнена в стиле ренессанса с точной проработкой всех деталей, однако строго канонически. Смотришь на икону, и невольно задумываешься о том, может, и правда, мог бы образ святого, великого Чудотворца, «всех предстателя и заступника» спасти русского царя-страстотерпца от его трагической судьбы. А вдруг, и самой России, оказавшейся в трудном положении, сейчас требуется его чудодейственная сила. ИТАР-ТАСС