Духовный лидер Арцаха (Нагорного Карабаха) архиепископ Паргев Мартиросян считает, что вечная миссия Церкви — взывать к единению и согласию
Архиепископ Арцаха Паргев Мартиросян родился в 1954 г. в Сумгаите (Азербайджан). До 6 лет жил в родном селении своих родителей — Чардахлу, откуда вышли маршалы Ованес Баграмян, Амазасп Бабаджанян, многие иные известные военачальники и общественно-политические деятели. Затем возвратился в Сумгаит, где до 12 лет учился в школе. В 1966 г. семья переехала в Ереван. Окончив школу с математическим уклоном, два года учился в Ереванском политехническом институте. Затем перешел в Ереванский институт русского и иностранных языков, который окончил в 1976 г. На Всесоюзном конкурсе дипломных работ его работа по проблеме искусства и нравственности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» была удостоена золотой медали. Служил в СА, два года работал в Минлегпроме Армении в качестве ведущего специалиста. В 1980 г. поступил в Эчмиадзинскую духовную академию. Духовное имя Паргев (по-армянски — «дар») принял в 1985 г. вместе с саном иеромонаха. Учился в аспирантуре Духовной академии Санкт-Петербурга, где защитил диссертацию. Кандидат богословия. Занимал ряд видных должностей в армянской церковной иерархии. С марта 1989 г. — предводитель Карабахской епархии ААЦ. С 1999 г. — архиепископ.
Архиепископ Паргев: «Испытания нам даются свыше, мы обязаны преодолевать их».
— BЛАДЫКА, вы были в числе тех пастырей Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), которые в конце прошлого года выступили с резким публичным заявлением по адресу светских властей страны. Вы обвинили руководство республики во вмешательстве в процесс выборов нового Католикоса Всех Армян, в открытом лоббировании в пользу одного из кандидатов. Тем не менее Католикосом был избран именно тот претендент, в пользу которого высказывались руководители государства на специальном заседании Совета безопасности Армении. Многие наблюдатели предсказывали в этой связи раскол в ААЦ. Но ни вы, ни ваши единомышленники никак не отреагировали на случившееся. — Выборы Католикоса уже позади, патриарх Армянской Апостольской Церкви избран. Это свершившийся факт, и мне бы не хотелось что-либо добавлять к сказанному. Слава Богу, что никакого раскола в ААЦ не произошло, ибо раскол — это самое страшное, что могло бы с нами случиться. Я считаю, что Церковь наша должна обновляться, укрепляться и с новым вдохновением окормлять народ свой. Предназначение Церкви — взывать к согласию и единению, всегда нести эту миссию и служить примером в этом своему народу. Народ же армянский сегодня переживает не лучшие свои дни. И тем более нуждается он в поддержке нашей Апостольской Церкви. Ведь преодолевать трудности можно, лишь имея Надежду, Веру, Терпение и Согласие. Вдохновить сии чувства способна лишь Церковь. Миссия ее вечна и с течением времени не меняется. — В будущем году будет отмечаться 1700-летие принятия Арменией христианства в качестве официальной государственной религии. Армянский народ первым перешел под защиту святого Креста и Спасителя нашего. Знаменательный юбилей станет праздником не только армян, но и всех христиан в мире, будет отмечаться под эгидой ЮНЕСКО. Но до праздников ли сейчас вашей пастве, озабоченной мыслями о хлебе насущном? — Ситуация действительно нелегкая, но это не может отменить праздник. Великий юбилей мы обязаны отметить в любом случае. И у правительства, и у ААЦ есть юбилейные программы, сейчас мы их координируем. Надеюсь, что праздник не только состоится, но и по-настоящему удастся. — Однако сегодня появились сомнения в том, что строительство Кафедрального собора Григория Просветителя в Ереване будет завершено. Трудности связаны с недостатком средств. Это способно омрачить празднование. — Я надеюсь, что основная часть строения будет, невзирая на трудности, возведена в срок. Быть может, удастся даже завершить постройку в целом. Необходимо всенародно помогать этой стройке. Но главное не в этом. Главное — подойти к великому юбилею с покаянием и самоочищением, воздвигнуть Храм Божий в душе каждого человека. В этом истинный смысл праздника. — Владыка, вы известны всему армянству мира как духовный лидер, который нередко вынужден принимать участие и в мирских делах. Разумеется, во многом это объясняется спецификой жизни в Нагорном Карабахе. Недавно в Степанакерте едва не разразился самый серьезный за все время существования Нагорно-Карабахской Республики внутриполитический кризис, вызванный противостоянием исполнительной власти с военным руководством. Насколько известно, критического обострения ситуации удалось избежать лишь благодаря вашему личному вмешательству, вашему непререкаемому авторитету. — Да, я принял участие в разрешении наметившегося противостояния. Я вел беседы со всеми государственными мужами, включая президента Аркадия Гукасяна и теперь уже бывшего командующего Армией обороны Самвела Бабаяна. И всех призывал к бескровному, бесконфликтному разрешению возникших противоречий. Чада мои вняли мне, сила не была применена. Говорю так, поскольку с духовной точки зрения все карабахцы являются моими чадами. Мое отношение к ним ко всем без исключения — отцовское, попечительское. Известно, что именно глава семьи должен призывать к миру и согласию. Тем более, и мы об этом уже говорили, такова миссия Церкви. Поступить по-иному я, глава епархии, просто не мог. И слава Всевышнему, нам удалось избежать худшего. Наш народ достойно преодолел этот тяжелый момент. — Вас волнуют не только внутриполитические коллизии, но и внешнеполитическая ситуация, складывающаяся вокруг Карабаха и способная повлиять на решение карабахской проблемы. Как, по вашему, должен решаться этот наболевший вопрос? — Уже то, что нам удалось достичь длительного перемирия, само по себе очень важно и ценно. Стороны сели за стол переговоров, ведутся активные политические поиски возможностей окончательного мирного урегулирования конфликта. Я рад, что все уже понимают: миру альтернативы нет. Наша задача в том, чтобы найти, выработать приемлемые пути и варианты выхода из кризиса. Проблема должна решаться и в политическом аспекте, и в юридическом, и в моральном смысле. Наша Церковь всегда призывала к миру. И сегодня мы твердо стоим на этой позиции, ибо бесконечные человеческие жертвы с обеих сторон могут лишь усугубить ситуацию. Продолжение войны — это путь в никуда, дальнейшее силовое противостояние может иметь самые негативные последствия для всего нашего региона. Духовные лидеры понимают это, возможно, чувствуют острее политиков. Не случайно еще на самом первом этапе возникновения конфликта, почти сразу после трагических событий в Сумгаите в конце февраля — начале марта 1988 года, в Ростове-на-Дону была организована встреча духовных пастырей со всего бывшего Союза. Затем, уже в 1993 г., аналогичная встреча состоялась в Женеве при содействии Всемирного Совета Церквей. Духовные вожди армян и азербайджанцев также дважды встречались в Москве благодаря посредничеству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Насколько мне известно, новый Католикос Всех Армян Гарегин II и Шейх уль-Ислам Азербайджана Аллахшукюр Паша-заде вновь планируют двустороннюю встречу уже в скором будущем. Я надеюсь и молю Бога, чтобы мир поскорее восторжествовал. Иначе быть не может, вечных войн, как известно, не бывает. Между тем народам-соседям предопределено вечно жить рядом друг с другом. Из этого следует исходить всем нам. — Активное участие в политике и следование церковной морали. морали. Как это соотносится и соотносится ли вообще? — Бытует мнение, увы, не всегда безосновательное, что политики зачастую пренебрегают моральными принципами, полагая, что политические цели важнее моральных ценностей. Поэтому я не завидую таким политикам. Если политик является истинным христианином, то в своей деятельности он поступает по Божески. Пример тому — благочестивые цари и князья. — Увы, примеры эти немногочисленны. — Вы ошибаетесь, их много. В истории нашей есть святые цари, святые князья. И у нашего народа, и у всех других народов планеты немало деятелей, ставящих во главу Закон Божий, мораль. И всегда на них почивало Божье благословение, ибо Бог никогда не покидал своего праведника, кем бы он ни был. Где правда — там и истина, а значит, там и Господь. Эту формулу должны взять на вооружение все политики. Ибо аморальность политиков может привести ко многим бедам, даже к гибели государства. И такие примеры всем известны: это крушение первой мировой империи — того, что принято называть «Вавилонской башней», это Потоп во времена Ноя, это падение многих последующих империй, последняя из которых — советская. В ней преобладала не мораль, но идеология. Между тем самая прочная опора — это моральные устои, и усиление любого государства должно начинаться с духовности, с морального возрождения. Тем не менее, призывая политиков к следованию моральным ценностям, надо понимать, что они — выходцы из народа и их духовный уровень, как правило, зависим от уровня духовности народа. Разумеется, бывают исключения. Кроме того, нельзя не признать, что наши новые политики получили очень тяжелое наследство, причем в тот момент, когда еще профессионалами в политике не были. Им по ходу приходилось обучаться своей профессии и одновременно решать массу насущных проблем, порожденных переходным периодом, войной, блокадой, последствиями землетрясения, наличием сотен тысяч беженцев, разрывом старых экономических связей и рождением на фактически пустом месте нового государства. И, наконец, перед ними стояла сложнейшая задача формирования национальной армии. Надо отдать должное нашим лидерам, которые не худшим образом вышли из этого сложнейшего положения. Наряду с невзгодами и трудностями было у нас много успехов и побед. Что же касается возрождения духовности, то это общая наша задача, а для духовного пастыря в этой связи самое главное, но и самое сложное — привести человека к вере, а верующего — к покаянию, следовательно, к искренней и откровенной исповеди. — Что для вас, Владыка, было самым сложным во время войны? — Терять своих чад. Одних я призвал к вере, другие встали уже на этот путь, иных я крестил, венчал, многих благословил на подвиг ратный и достойный, а потом — приходилось отпевать. Причем часто — самых лучших, ибо по закону свыше именно лучшие идут на заклание в жертву. Но война не ожесточила сердца карабахцев, напротив, большинство воинов именно в период тяжелейших боев обратились к вере. К той самой вере отцов наших, которой были лишены на протяжении семидесяти лет коммунистического правления. Вдумайтесь только: Нагорный Карабах был единственным регионом бывшего Союза, где вера была абсолютно запрещена, где не было ни одного действующего храма. А ведь до революции в историческом Арцахе было две тысячи действующих храмов, церквей и монастырей. Не случайно, что отсюда наряду со многими известными военачальниками и учеными вышло много блестящих духовных деятелей. Сегодня мы пытаемся преодолеть тяжкое коммунистическое наследие. Нагорно-Карабахская Республика — единственное на постсоветском пространстве государство, где основы христианства преподаются во всех школах в качестве обязательного предмета программы. Но не только это позволяет надеяться на возрождение. Уже год как прекратилась эмиграция из Карабаха, начался процесс возвращения людей. Причем не только из так называемого ближнего зарубежья. К нам переселяются армянские семьи из Ливана, Ирана. Улучшаются социально-бытовые условия, обустраивается дорожная сеть, проводится газификация, включая самые отдаленные деревни. Восстанавливаются разрушенные во время войны села. Все это стало возможно потому, что в экономике Карабаха наметился явный перелом к лучшему. — Между тем в Армении эмиграция приняла очень широкие размеры, да и экономическое состояние оставляет желать лучшего. Существует и некая тревога, связанная со сложными внутриполитическими коллизиями. — Эмиграция из Армении — крайне печальный факт. Проблема в том, что люди уезжают не только из-за социально-экономических трудностей, не только из-за результатов бездарно проведенной приватизации, но и потому, что начинают терять надежду. В этой связи я думаю, что испытание дается не только государству, народу, обществу, но и каждому человеку. И человек обязан преодолеть трудности, выйти из этого испытания победителем. Ибо сказано в Писании, что Господь нас испытывает всяк час и всяк день, и мы обязаны преодолевать выпадающие на долю нашу испытания. Возродится дух — и постоянно бдящая мораль и нравственность народа приведут в движение все пласты общественной жизни. Где мораль — там надежда, а значит, и вера. А где вера — там начало добрых деяний, приносящих нетленные плоды. Москва-Шуши-Москва