Стих из Евангелия от Луки найден на гробнице Симона в Святой Земле
Археологические находки, подтверждающие библейское повествование или называющие какие-нибудь библейские фигуры, чрезвычайно редки. Новая находка стала пока первым случаем обнаружения стиха из Нового Завета на древней гробнице в Святой Земле, утверждает американский археолог Эмиль Пуэх, который расшифровывал надпись. Слаборазличимая подсказка — имя Симон, написанное греческими буквами — сохранилось за выщербленном погодой фасаде похоронного монумента. Замеченное двумя исследователями из Иерусалима, оно позволило разобрать ранее невидимые строчки надписи — стих из Евангелия от Луки (2:25). Несколько фраз из Старого Завета были обнаружены на памятниках, а отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (13:3) выложен на мозаичном полу в древнем римском городе Кесарии. Джим Стрендж утверждает, что древние верили, будто при высечении строк Писания на монументах, священные слова обесцениваются. Практика воспроизведения отрывков из Библии на надгробиях распространилась только около 1000 года в Европе. Обнаруженная надпись сообщает, что монумент стоит на могиле Симона, благочестивого еврея, который, согласно Библии, видел младенца Иисуса и признал в нем Мессию. Впрочем, сам Симон вряд ли похоронен на этом месте; памятник, подобно другим, скорее всего был поставлен для иерусалимских аристократов, живших во времена Иисуса. Однако эта надпись подтверждает распространенное в Византии поверье о том, что три библейских фигуры — Симон, Захария (отец Иоанна-Крестителя) и Иаков, брат Иисуса — были похоронены вместе. Ранее на том же фасаде была найдена надпись, посвященная Захарии. Две уже известных надписи были сделаны около IV века, как раз в то время, когда византийские христиане искали в Святой Земле священные места, основываясь по преимуществу на местном фольклоре. Памятник находится в Кедронской долине к востоку от обнесенного стеной Старого города Иерусалима к западу от Масленичной горы. Шесть строк стиха расположены сверху вниз. Буквы следуют друг за другом, отличаются размером, они слегка изогнуты и относительно неглубоко вырезаны. Скорее всего, они были высечены неспециалистами — людьми, плохо знающими особенности обращения с камнем. Надпись гласит, что памятник является «могилой Симеона, очень справедливого человека и истинного верующего, ждущего воссоединения всех людей». Этот отрывок идентичен стиху 25 главы второй Евангелия от Луки в варианте Библии, созданном в IV веке, Codex Sinaiticus, который был потом сильно отредактирован. Надписи высечены на памятнике, известном как гробница Авессалома, хотя вряд ли здесь был захоронен один из сыновей царя Давида. Это имя памятник обрел в Средневековье, тогда же появился обычай забрасывать его камнями в знак презрения к нехорошим делам этого человека, убившего единокровного брата за насилие над их общей сестрой и пытавшегося поднять восстание против собственного отца. В этом ритуале принимали участие люди разных вероисповеданий, а потому они практически уничтожили все надписи. Так, надпись, посвященная Захарии, была обнаружена совершенно случайно — когда памятник сфотографировали прямо перед заходом солнца. NTR.Ru / Известия.Ru