Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с научной общественностью Санкт-Петербурга…
В напряженной программе пастырского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на прошедшей неделе нашлось место и для встречи с научной общественностью города. Произошла она во второй половине дня 12 сентября в Музее истории религии. Формальным поводом такой встречи послужило открытие выставки «Дары и подношения. (Из собрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и фондов Государственного музея истории религии)». На открытии выставки присутствовали Министр культуры РФ М. Швыдкой, Губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев, представители политической, научной и общественной элиты Санкт-Петербурга.
Открывая выставку, Патриарх Алексий II обратился к собравшимся с приветственным словом:
Сегодня мы отмечали память святого благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. Мы молились о благополучии этого прекрасного города, всего нашего Отечества, всех православных, всего нашего народа, молились перед мощами святого, 12 лет назад возвращенными Русской Православной Церкви из фондов именно этого музея, где мы собрались, правда, не в этом помещении, а из Казанского Собора.
За эти годы многие тысячи людей молились перед вновь обретенными Русью святыми, более десятилетия назад, еще в мою бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, стали складываться наши отношения с музеем. За прошедшие годы музей передал на постоянное хранение Русской Православной Церкви более ста икон, около 300 предметов прикладного искусства. И конечно же событиями огромной важности было возвращение Церкви для всенародного поклонения святых мощей благоверного князя Александра Невского в 1989 году, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в 1990 году, преподобного Серафима Саровского в 1991 году и святителя Иосафа Белгородского. Тогда и начинался процесс сотрудничества между церковью и музеем. Мы достигли договоренности со Станиславом Алексеевичем о том, что мощи не могут и не должны быть предметом музейной экспозиции. в результате этой договоренности и были возвращены эти святыни РПЦ. Именно тогда, когда процесс нормализации церковно-государственных отношений, в том числе и с учреждениями культуры был еще в самом начале, нам с руководством Музея истории религии удалось найти взаимоприемлемые формы сотрудничества.
Я не коллекционер, и представленные на выставке экспонаты моей коллекции — не плод многолетнего собирательства и поиска, а собрание даров, которые разные храмы и люди в светлые пасхальные дни согласно давней христианской традиции вот уже многие десятилетия от души дарят своему архиерею и Патриарху. Отсутствие системы, столь характерных для коллекционеров, и обеспечило то разнообразие экспонатов, которое мы с вами видим на выставке. Здесь представлены и произведения мастеров XIX века, и начала XX, и, что для меня очень важно, образцы возрождающегося уже в наши дни церковного искусства. Надеюсь, что выставка будет интересна и полезна.
Сегодня мы впервые официально представляем на петербургской земле издание «Православной энциклопедии» и привезли уже три первых ее тома. Это уникальное 25-томное издание собирает вокруг себя научные силы всей нашей страны, и многие петербуржцы уже трудятся над этим изданием как авторы, рецензенты, научные кураторы и консультанты. Многие руководители научных и культурных учреждений Санкт-Петербурга входят в Церковно-научный совет по изданию «Православной энциклопедии» — это и ректор Санкт-Петербургского университета Л.А. Вербицкая, директора Эрмитажа М.Б. Пиатровский, Русского музея В.А. Гусев, Исторического архива А.Р. Соколов, Национальной публичной библиотеки В.Н. Зайцев, музея истории религии С.А. Кучинский. Представлен Санкт-Петербург и в Ассоциации благотворителей «Православной энциклопедии» предпринимателем А.К. Горенко, а в Общественном совете директором Пушкинского дома членом-корреспондентом РАН Н.Н. Скатовым.
В Санкт-Петербурге под руководством ректора Духовной Академии епископа Тихвинского Константина успешно действует представительство «Православной энциклопедии», однако уверен, что потенциал Санкт-Петербурга, его ученых не исчерпан, и мы в праве надеяться на более активное участие петербуржцев в этом общероссийском издании, осуществляемом под патронатом Президента РФ. Об этом пойдет разговор на нашей с Михаилом Ефимовичем Швыдким встрече с научной общественностью города здесь, в библиотеке музея, после завершения открытия выставки.
Пользуясь случаем хочу сообщить, что недавно, 29 августа, нами было подписано полномасштабное соглашение с Министерством культуры России, направленное на объединение интеллектуальных, организационных и финансовых усилий. Этот документ крайне важен для деятельности Центра «Православной энциклопедии», в обеспечении его работы на ближайшие годы. А сейчас позвольте мне как главному редактору «Православной энциклопедии» передать в библиотеку Музея истории религии первые 3тома издаваемой «Православной энциклопедии», также первые три тома я хочу передать Губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Анатольевичу Яковлеву, а так же ректору Духовной Академии владыке Константину.
Я сердечно благодарю всех за поздравления с 40-летием моего архиерейского служения.
Я так же по просьбе директора Музея истории религии Станислава Алексеевича Кучинского хочу передать в музейную коллекцию образцы орденов Русской Православной Церкви.
После открытия и осмотра выставки Патриарх и Министр культуры, прошли в библиотеку Музея, где состоялась непринужденная беседа с представителями научной общественности Санкт-Петербурга, посвященная выходу в свет трех первых томов «Православной энциклопедии»:
Патриарх Алексий II: Дамы и господа, я рад встрече с представителями науки Санкт-Петербурга. За последние годы мы предприняли два издания, которые осуществляли совместными усилиями светских и духовных ученых. Первое издание «История Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова), который написал историю церкви досинодального периода. Мы восполнили это издание трудом Виктора Смолича и современными учеными, доведя ее до 1997 года. В работе над этим изданием сложился замечательный коллектив светских и духовных историков, ученых, которые приобрели прекрасный опыт сотрудничества, и в преддверии 2000-летия Рождества Христова просто совесть не позволяла распустить коллектив и поблагодарить за совместное сотрудничество.
Возникла идея предпринять третью попытку по изданию «Православной энциклопедии», состоящую из 25-ти томов. Первый том посвящен Русской Православной Церкви, а со второго тома уже идут алфавитные тома, причем каждый год мы планируем издавать два тома. Со многими учеными Санкт-Петербурга у нас уже установилось доброе сотрудничество. Мы читаем их статьи, рецензии, пользуемся их консультациями и надеемся, что это сотрудничество будет расширяться, потому что, то средостение, которое было искусственно создано между людьми светской и церковной науки, постепенно разрушается, может быть, уже разрушилось, и с той и с другой стороны заметно стремление к более тесному сотрудничеству.
«Православная энциклопедия» дает нам очень хорошую возможность для совместной очень интересной работы, и я хотел бы просить всех вас принять активное участие в издании этого фундаментального труда. В него должно войти более 70 тысяч статей высокого научного уровня. Я обращаюсь с особым чувством к Вам, потому что научный потенциал Санкт-Петербурге очень высок, и мы особенно рассчитываем на этот потенциал и на доброе сотрудничество, которое мы можем осуществлять в издании «Православной энциклопедии».
Министр культуры М.Ю. Швыдкой: Уважаемые дамы и господа! Мне с особым удовольствием хочется сказать, что мы впервые представляем в Санкт-Петербурге «Православную энциклопедию», с особым удовольствием, потому что над ней эти годы работал большой коллектив петербургских религиозных и светских ученых, тот коллектив, который продемонстрировал безупречность исторического знания, глубину понимания предметов, ведь здесь речь идет о предметах для светских ученых не совсем привычных и то, что, как отметил Его Святейшество, здесь сегодня сотрудничают светские и религиозные мыслители дает этому труду особое качество.
Те первые три тома, которые вышли, говорят о том, что сегодня историческая наука находится в России на высоком уровне и совершенно очевидно, что сейчас открываются новые пути к пониманию истории в целом, истории России в частности и истории православия в России. В создании такого энциклопедического труда есть особое значение, не только потому что он покрывает какие-то лакуны знаний, которые нужно покрыть и естественно, что любой энциклопедический труд такого уровня их покрывает. Дело в том, что сегодня, очевидно, сама историческая наука переживает особый период, его можно назвать кризисным, переходным, если хотите. Он характерен отходом от устойчивых представлений, которые сложились в советской историографии. Историческая наука выходит на достаточно широкий путь поисков и это не всегда легкий путь. Поэтому создание такого энциклопедического труда это есть некий подход к осмыслению истории в целом и философии истории, что очень важно.
В издании «Православной энциклопедии» решаются проблемы не только покрытия белых пятен и не только собственно истории православия, но в работе над ней решаются некие сложнейшие смысловые проблемы исторической науки. Очень важно, что эта работа проходит в тесном сотрудничестве с Русской Православной Церкви и Министерства культуры, оказывающим посильную помощь этому уникальному изданию.
Мы не единственные, слава Богу, есть благотворители, которые оказываю спонсорскую поддержку, меценатство, есть и другие структуры, организации, которые оказывают помощь «Православной энциклопедии». Но мне представляется, что для Министерства культуры это не обременение, а высокая честь. Очень важно, что мы имеем возможность распространять эту энциклопедию по библиотекам России, т. е. она будет доступна самому широкому кругу читателей. Быть может, для понимания истории России в целом эта энциклопедия сегодня становится одной из важнейших книг. Вы знаете, что неделю назад на заседании правительства РФ была довольно широкая дискуссия об учебниках истории. Мне кажется, что люди, которые прикоснутся к Православной энциклопедии, прикоснутся к настоящему историческому знанию, и оно будет важно, прежде всего, для учителей, которые приходят в классы и начинают учить учеников — граждан РФ не зависимо от их вероисповедания.
Патриарх Алексий II: Я хотел бы сердечно поблагодарить Михаил Юрьевича (мы совсем недавно подписали полномасштабное соглашение в отношении издания «Православной энциклопедии») за ту поддержку, которую Министерство культуры нам оказывает при этом издании. Спасибо вам, что вы приехали сюда, в Санкт-Петербург на первую презентацию «православной энциклопедии» в Санкт-Петербурге. Спасибо за то, что вы с нами.
Константин, епископ Тихвинский: Ваше Святейшество и все глубокочтимое и многоученое собрание! «Православная энциклопедия» это огромнейшее издание, которое не повторяется из года в год. Мы уже целое столетие пользуемся энциклопедией Бркгауза и Ефрона. И многие статьи, написанные, например, знаменитым философом Владимиром Соловьевым, не устарели до настоящего времени. Энциклопедия это не справочник по истории, ее издание всегда отражает представление о предмете целой эпохи.
Это важно, нам не стоит делать упор в издании «Православной энциклопедии» только на одной истории. Безусловно, история должна составлять важнейшую часть «Православной энциклопедии», но православие это все-таки не музейный экспонат, а жизнь, жизнь во Христе. И поэтому, в ней должны присутствовать статьи на актуальные темы Неслучайно я попросил присутствовать здесь многих деятелей культуры и различных областей знания. Я отдельно благодарю председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга Виктора Егорыча Романова, который пригласил сюда многих ректоров ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.
Вот, к примеру, скажем буква, литер «ч», человек. Это ведь и богословское значение человека и философское, может быть где-то и антропософское, но не в еретическом смысле этого слова. Современного человека волнуют и тайны психофизиологии, психологии, психики. Мы должны высказать православный взгляд на этот предмет. И как нам здесь обойтись без ведущих специалистов в этой области. Конечно же потребуются и статьи ведущих психологов, антропологов, медиков, биологов, не только историков, хотя история, безусловно будет превалировать.
В этом году мы будем отмечать столетие выдающегося события. Сто лет тому назад русская интеллигенция и православное духовенство почувствовали необходимость взаимного диалога и обогащения. Возникли знаменитые литературные философско-богословские чтения, которые были выдающимся явлением в истории русской мысли. Сколько прекрасных авторов, статей, какие изумительные, блестящие дискуссии. Мы в декабре месяце будем проводить конференцию, посвященную этим великим чтениям, и я, и мы все, Ваше Святейшество, Вашу сегодняшнюю встречу рассматриваем как способ, как стимул к взаимодействию. Еще премудрый Соломон давным давно сказал «есть время разбрасывать камни и время собирать камни». Сейчас наступило время собирать камни. Время демагогов, крикунов, разбрасывателей, поджигателей, взрывателей, разрушителей, всех тех, кто работал над деструкцией, проходит. Наступило время конструктивного созидания, и поэтому для процветания нашей родины во всех областях человеческого знания нам необходимо объединить свои усилия, это обогатит нас. Поэтому сюда приглашены не только одни богословы, гуманитарии, филологи, историки, но и представители самых различных областей человеческого знания.
«Православная энциклопедия» издается позже, чем аналогичные католическая и протестантская, поэтому она должна быть и лучше. Каждое издание имеет свои достоинства и свои недочеты, и мы должны учесть эти недочеты. Пока наше издание получается лучше. Вы знаете, что «Православная энциклопедия» началась издаваться в начале двадцатого века, и там есть прекраснейшие статьи выдающихся русских писателей, философов — два слова: «серебряный век». Но это издание оборвалось на 17 томе, на роковом слове «Константинополь». Сейчас нам надо новое издание «Православной энциклопедии», что бы оно было, в том числе и представительным, чтобы оно представляло мощь, величие, гений нашего народа. И мы все просим Ваше Святейшество, чтобы Вы всех нас благословили на этот героический труд во славу нашего отечества, православия и спасения душ.
Патриарх Алексий II: Бог в помощь. Я думаю, что уже изданные тома свидетельствуют о высоком качестве «Православной энциклопедии». При хорошей полиграфии они отпечатаны на прекрасной бумаге, и, во всяком случае, во много раз превосходят упомянутые Вами протестантскую и католическую энциклопедии.
Руководитель Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия С.Л. Кравец: Сегодня здесь присутствует много наших авторов и редакторов, но высочайший научный потенциал Санкт-Петербурга еще далеко не исчерпан. Не смотря на то, что с нами работает очень много петербургских ученых, мы испытываем острое чувство нехватки, причем мы знаем, что здесь в Петербурге есть нужные нам специалисты. Все у нас както не получается до конца использовать этот потенциал. К примеру, специалистов Пушкинского дома в области русской агиографии, специалистов в области древних восточных церквей, искусствоведов, музыкантов, историков музыки.
Владыка Константин абсолютно прав, что у нас не историческая, не только историческая энциклопедия. Зачем далеко ходить до букву «ч», у нас сейчас заканчивается буква «а», надо готовить статьи «враг», «бедность», «богатство».. И это очень сложный аспект «Православной энциклопедии». Есть статьи, которые требуют действительно общего, коллегиального разума, такие статьи, которые сегодня становятся очень важными.
Когда мы начинали «Православную энциклопедию», то Патриарх поставил задачу, чтобы это была не только историческая, религиозная энциклопедия, но чтобы это была энциклопедия выражающая православную точку зрения на основные понятия человеческой жизни, на актуальные понятия об окружающем мире. Но как написать в «Православной энциклопедии» статью «война», как написать статью «человек», «мир»? На самом деле мы, подходя к этим статьям, испытываем трепет, потому что это сложнее чем описание системы догматических взглядов Блаженного Августина. Здесь нужно давать современное видение.
И в этом мы, конечно, прежде всего уповаем и на вашу помощь. У нас 10 отделений, 10 представительств в разных городах. Санкт-Петербургское, конечно, самое большое, но и по масштабу заложенного в Петербурге знания, которое заложено и в вас, людях, и в петербургских архивах, и в рукописном отделе Публички. Этого бы хватило на несколько энциклопедий, поэтому мы очень просим вас быть более доступными, более активными. Мы пытаемся сейчас совместно, в том числе и с Министерством культуры, и с помощью благотворителей сделать так, чтобы и гонорары у «Православной энциклопедии» были бы в несколько раз выше. Такие, чтобы человек, работающий в нашем издании, мог бы получать от этого не только духовное, моральное удовлетворение, но и достойное материальное. В общем-то, эта задача решается. Те авторы, которые с нами работают, знают, что здесь нет проблем, мы никогда не подводим наших авторов в этом смысле.
Статья в энциклопедии проходит очень длительный путь, она не может сразу авторской идти в энциклопедию, мы должны убедиться в том, что изложенная там точка зрения верная (мы должны получить рецензии). Поэтому, если кто-то из вас по своей загруженности не может самостоятельно писать статьи, дайте нам возможность обращаться к вам как рецензентам. У нас очень часто бывает, что статьи написанные в Москве рецензируются начиная от Самары кончая Афинами, правда для Афин приходится переводить, а потом обратно делать перевод, но мы и на это вынуждены идти по некоторым темам, по которым нет специалистов в России. И мы вынуждены делать переводы, получать их ответы, переводить их обратно, потом переводить это с подстрочника на русский. Согласитесь, это более тяжелый путь, чем тот путь, который я надеюсь, мы найдем в Петербурге.
Возможно, есть какие-то пожелания, как сделать так, чтобы Петербург вошел полноправным участником в этот процесс?
Патриарх Алексий II: В первую очередь, я думаю, что Сергею Леонидовичу, который является руководителем центра «Православной энциклопедии», надо больше бывать в Санкт-Петербурге.
С.Л.Кравец: Мы будем чаще бывать в Санкт-Петербурге. У нас в Духовной академии есть представительство, его руководитель владыка Константин, и есть два куратора — два представителя-координатора. Это отец Никон из Духовной Академии и Алексей Иванович Алексеев ученый секретарь РНБ. Я думаю, что и тот и другой доступны всем. Отца Никона всегда можно в Академии найти, а Алексей Иванович, по-моему, не выходит из Публички. Это наши представители, они если нужно свяжутся с редакциями, установят контакт и будут всячески помогать.
Патриарх Алексий II: Я хотел бы поблагодарить всех за эту встречу и сказать, что она проходит в такой особый день, когда Церковь празднует память святого Благоверного князя Александра Невского, и я надеюсь, что с Его благословения сотрудничество наше будет еще большим.
Нам действительно нужно объединять наши усилия, противостоять тому, что приходит извне и размывает наш дух, наши традиции. Посмотрите, какая идет пропаганда культа насилия, жестокости, безнравственности. Многократно посещая места заключения вижу, что особенно на молодежи это отражается, им действительно кажется, что супермены всегда выходят героями. Вот я в Витебске когда был, был в подростковой колонии, видел детей буквально 14−15 лет, которые были приговорены к 10 годам за убийства с особой жестокостью. Откуда это? И все время есть попытки внести жестокость в нашу жизнь. В поэтому я выступил против корриды, которая планировалась в Москве. А что произошло в Армении? Это наглядный пример, что нельзя допускать этого. Там вырвался бык и разнес все.
Возвращение к нашим традициям, к нашей истории, становится как никогда актуальным. В конце прошлого года я принимал президента Итальянской республики, который был с государственным визитом в России. На разные темы мы говорили, в том числе о европейском сообществе. Я ему сказал, что Россия готова сотрудничать с европейским сообществом, но мы хотим сохранить свою традицию, свою культуру, свою историю, свою веру и это только обогатит европейское сообщество. Он ответил, что «ведь и у нас богатая культура, мы тоже хотим сохранить ее, мы не хотим раствориться в той псевдокультуре, которая сегодня идет из Америки».
Поэтому сейчас мы должны наши общие усилия сосредоточить на противостоянии всему тому, что не является нашей традиционной культурой, что чуждо нам. И я надеюсь, что такая встреча, может быть первая с научным миром Санкт-Петербурга, в присутствии Министра культуры РФ, но не последняя, потому что презентации очередных томов «Православной энциклопедии» не только в Москве будут осуществляться, но с учетом такого огромного научного потенциала и в Санкт-Петербурге в присутствии авторов, которые принимают участие в ее издании. Так, что я желаю благословенных успехов всем вам в вашей научной деятельности и доброго соработничества в решении тех задач, которые у нас есть, общих задач, которые нам нужно всем вместе решать. Спасибо.