ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО НА УКРАИНУ ЧРЕВАТ ОБОСТРЕНИЕМ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
21 июня на пресс-конференции в агентстве «Мир новостей» архиепископ Иппоно-Заритский Тадеуш Кондрусевич, апостолический администратор для католиков латинского обряда Европейской части России, выступил с заявлением в связи с планируемым визитом на Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Тогда же информационное агентство «Интерфакс» обратилось в Службу коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с просьбой прокомментировать по пунктам текст указанного заявления. Ниже публикуется полностью комментарий заведующего Службой коммуникации ОВЦС Виктора Малухина агентству «Интерфакс». При всем уважении к статусу апостолического администратора для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископа Тадеуша Кондрусевича нельзя не отметить известную некорректность и противоречивость его суждений в обнародованном им заявлении в связи с планируемым визитом на Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Так, архиепископ Кондрусевич, согласно его утверждению, «не понимает термина «каноническая территория Русской Церкви». Между тем это понятие восходит к известным каноническим принципам древней неразделенной Церкви и утверждает суверенитет церковной власти в пределах соответствующих территорий, находящихся в ее юрисдикции. Впрочем, подобная позиция вполне объяснима, ибо игнорирование принципа канонической территории представляет несомненное удобство, когда речь идет об активной политике католического прозелитизма и духовной экспансии. В связи с этим вполне логичными представляются приоритетные задачи Римско-католической церкви в России, как их формулирует архиепископ Кондрусевич: «служить российским католикам и тем, кто хотели бы ими стать». Подразумевается — стать при непосредственной помощи и заботе Римско-Католической Церкви. На мой взгляд, именно в этом пункте проходит водораздел между миссией как задачей христианизации человека и прозелитизмом как практикой похищения душ. Похищения у Православной Церкви, которая в документах Ватикана именуется ни много ни мало Церковью-Сестрой. В связи с этим весьма показательно, что архиепископ Кондрусевич говорит о «тех, кто хотели бы стать католиками». Не добрыми христианами, не учениками и последователями Спасителя, не милосердными людьми и достойными гражданами своей страны, не наследниками национальной религиозно-культурной традиции, но именно католиками по конфессиональной принадлежности. Социальная активность Католической церкви, ее попечение о немощных и о обделенных во всем мире не могут не вызывать уважения, однако в России ее задачи почему-то формулируются иначе. Нет и не может быть возражений против того, что католические общины возрождаются в тех местах, где они присутствовали до революции и где доныне есть люди, традиционно связанные с католицизмом духовными и культурными узами. Однако рост числа католических общин в России во многом происходит также за счет приходов, появляющихся там, где исторически их никогда не было, в том числе и в древних русских городах, бывших некогда колыбелями Православия. В связи с этим заявление архиепископа Т. Кондрусевича о том, что сам факт личной встречи Римского понтифика со Святейшим Патриархом позволит открыть новую страницу в отношениях двух Церквей и уврачевать доныне кровоточащие раны, представляется на данный момент неоправданно оптимистическим. Русская Православная Церковь поддерживает рабочий диалог с Ватиканом, но в оценке перспектив личной встречи Святейшего Патриарха и Папы Римского исходит из того, что подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если она будет надлежащим образом подготовлена и станет путем к решению насущных и вполне конкретных проблем, а не превратится в протокольное мероприятие или всемирное телевизионное шоу. К вышесказанному стоило бы прибавить, что уподобление архиепископом Кондрусевичем Предстоятеля Русской Православной Церкви и Папы Римского Михаилу Горбачеву и Рональду Рейгану на саммите в Рейкьявике не только некорректно, но и не вполне уместно. Как бы то ни было, прозвучавшая в этих словах идея прочтения миссии Церкви в политическом контексте не может не вызывать тревоги. А между тем униатские и католические общины на территории бывшего СССР порой используются внешними силами в качестве противовеса каноническим структурам Русской Православной Церкви и инструмента давления на них. Какими трагическими последствиями это чревато, показал печальный опыт Западной Украины, где униатами в союзе с местными националистами были практически разгромлены три православные епархии. Именно поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, говоря о планируемом визите Папы Римского на Украину, выразил обеспокоенность тем обстоятельством, что этот визит принесет Украине не религиозный мир, но новые разделения и противостояния. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич пытается оправдать визит Папы на Украину, предпринимаемый вопреки воле канонической Православной Церкви этой страны, тем, что Святейший Патриарх Алексий якобы посещал в свое время Австрию, Словакию и Литву, где живут в основном католики, не испрашивая согласия Ватикана. Однако еще древним было известно, что аналогия не есть доказательство. Во-первых, программа этих Патриарших визитов, в ходе которых проходили встречи с местными католическими иерархами, предварительно обсуждалась с ними. Во-вторых, Русская Православная Церковь не только принципиально и последовательно выступает против чьего бы то ни было прозелитизма на своей канонической территории, но и в собственных отношениях с другими церквами сама скрупулезно придерживается принципа отказа от практики прозелитизма. И потому зарубежные визиты Святейшего Патриарха Алексия всегда являются актами подлинного миротворчества и ничем не угрожают межконфессиональному согласию в посещаемых им странах. Тогда как приезд Папы на Украину реально чреват обострением существующих там религиозных противостояний и расколов. Кроме того, при посещении таких православных стран, как Румыния, Грузия и Греция, Папа все же считал для себя необходимым заручиться формальным приглашением соответствующих Православных церквей, и лишь Украина стала исключением, что, возможно, является показателем специфического отношения Ватикана к украинскому народу. Наконец, прозвучавшую в заявлении архиепископа Кондрусевича идею приглашения Папы Римского в Россию местными католическими общинами без какого бы то ни было приглашения и согласия Русской Православной Церкви я предпочел бы считать оговоркой или неудачно выраженной мыслью. Потому что в противном случае ее пришлось бы расценить как вмешательство в наши внутренние дела и откровенное давление не только на церковные, но и на светские власти в России, позиция которых в отношении возможности папского визита в Москву хорошо известна. ОВЦС МП