ОБНАРОДОВАНА ПРОГРАММА ВИЗИТА ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ В БЕЛОРУССИЮ
По информации Государственного комитета по делам религий и национальностей и департамента внешних связей Белорусского экзархата, четвертый по счету визит Патриарха Алексия в Белоруссию будет посвящен двум трагическим датам в истории страны — 60-летию начала Великой Отечественной войны и 15-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС.
Визит Патриарх начнется с Бреста, куда он прибудет утром 23 июня. На следующий день предстоятель Русской Церкви встретится с Александром Лукашенко. Вместе они посетят Брестскую крепость-герой. Глава Русской Православной Церкви освятит Свято-Воскресенский храм-памятник Победы 1945 года.
Далее в программе визита Патриарха Алексия — посещение Пинска, Столинского района, Турова, Мозыря и Гомеля. Планируется, что на месте, где сходятся границы трех славянских государств — Белоруссии, России и Украины — Патриарх Алексий и Александр Лукашенко обратятся с призывом о духовном единении к трем братским народам. Там же глава белорусского государства вручит Его Святейшеству дар белорусского народа — воссозданные для храма Христа Спасителя две большие торжественные хоругви.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
ВИЗИТ ПАПЫ РИМСКОГО НА УКРАИНУ ЧРЕВАТ ОБОСТРЕНИЕМ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Тогда же информационное агентство «Интерфакс» обратилось в Службу коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с просьбой прокомментировать по пунктам текст указанного заявления.
Ниже публикуется полностью комментарий заведующего Службой коммуникации ОВЦС Виктора Малухина агентству «Интерфакс».
При всем уважении к статусу апостолического администратора для католиков латинского обряда Европейской части России архиепископа Тадеуша Кондрусевича нельзя не отметить известную некорректность и противоречивость его суждений в обнародованном им заявлении в связи с планируемым визитом на Украину Папы Римского Иоанна Павла II.
Так, архиепископ Кондрусевич, согласно его утверждению, «не понимает термина «каноническая территория Русской Церкви». Между тем это понятие восходит к известным каноническим принципам древней неразделенной Церкви и утверждает суверенитет церковной власти в пределах соответствующих территорий, находящихся в ее юрисдикции. Впрочем, подобная позиция вполне объяснима, ибо игнорирование принципа канонической территории представляет несомненное удобство, когда речь идет об активной политике католического прозелитизма и духовной экспансии.
В связи с этим вполне логичными представляются приоритетные задачи Римско-католической церкви в России, как их формулирует архиепископ Кондрусевич: «служить российским католикам и тем, кто хотели бы ими стать». Подразумевается — стать при непосредственной помощи и заботе Римско-Католической Церкви.
На мой взгляд, именно в этом пункте проходит водораздел между миссией как задачей христианизации человека и прозелитизмом как практикой похищения душ. Похищения у Православной Церкви, которая в документах Ватикана именуется ни много ни мало Церковью-Сестрой. В связи с этим весьма показательно, что архиепископ Кондрусевич говорит о «тех, кто хотели бы стать католиками». Не добрыми христианами, не учениками и последователями Спасителя, не милосердными людьми и достойными гражданами своей страны, не наследниками национальной религиозно-культурной традиции, но именно католиками по конфессиональной принадлежности. Социальная активность Католической церкви, ее попечение о немощных и о обделенных во всем мире не могут не вызывать уважения, однако в России ее задачи почему-то формулируются иначе. Нет и не может быть возражений против того, что католические общины возрождаются в тех местах, где они присутствовали до революции и где доныне есть люди, традиционно связанные с католицизмом духовными и культурными узами. Однако рост числа католических общин в России во многом происходит также за счет приходов, появляющихся там, где исторически их никогда не было, в том числе и в древних русских городах, бывших некогда колыбелями Православия.
В связи с этим заявление архиепископа Т. Кондрусевича о том, что сам факт личной встречи Римского понтифика со Святейшим Патриархом позволит открыть новую страницу в отношениях двух Церквей и уврачевать доныне кровоточащие раны, представляется на данный момент неоправданно оптимистическим. Русская Православная Церковь поддерживает рабочий диалог с Ватиканом, но в оценке перспектив личной встречи Святейшего Патриарха и Папы Римского исходит из того, что подобная встреча будет иметь смысл только в том случае, если она будет надлежащим образом подготовлена и станет путем к решению насущных и вполне конкретных проблем, а не превратится в протокольное мероприятие или всемирное телевизионное шоу.
К вышесказанному стоило бы прибавить, что уподобление архиепископом Кондрусевичем Предстоятеля Русской Православной Церкви и Папы Римского Михаилу Горбачеву и Рональду Рейгану на саммите в Рейкьявике не только некорректно, но и не вполне уместно. Как бы то ни было, прозвучавшая в этих словах идея прочтения миссии Церкви в политическом контексте не может не вызывать тревоги. А между тем униатские и католические общины на территории бывшего СССР порой используются внешними силами в качестве противовеса каноническим структурам Русской Православной Церкви и инструмента давления на них. Какими трагическими последствиями это чревато, показал печальный опыт Западной Украины, где униатами в союзе с местными националистами были практически разгромлены три православные епархии. Именно поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, говоря о планируемом визите Папы Римского на Украину, выразил обеспокоенность тем обстоятельством, что этот визит принесет Украине не религиозный мир, но новые разделения и противостояния.
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич пытается оправдать визит Папы на Украину, предпринимаемый вопреки воле канонической Православной Церкви этой страны, тем, что Святейший Патриарх Алексий якобы посещал в свое время Австрию, Словакию и Литву, где живут в основном католики, не испрашивая согласия Ватикана. Однако еще древним было известно, что аналогия не есть доказательство. Во-первых, программа этих Патриарших визитов, в ходе которых проходили встречи с местными католическими иерархами, предварительно обсуждалась с ними. Во-вторых, Русская Православная Церковь не только принципиально и последовательно выступает против чьего бы то ни было прозелитизма на своей канонической территории, но и в собственных отношениях с другими церквами сама скрупулезно придерживается принципа отказа от практики прозелитизма. И потому зарубежные визиты Святейшего Патриарха Алексия всегда являются актами подлинного миротворчества и ничем не угрожают межконфессиональному согласию в посещаемых им странах. Тогда как приезд Папы на Украину реально чреват обострением существующих там религиозных противостояний и расколов. Кроме того, при посещении таких православных стран, как Румыния, Грузия и Греция, Папа все же считал для себя необходимым заручиться формальным приглашением соответствующих Православных церквей, и лишь Украина стала исключением, что, возможно, является показателем специфического отношения Ватикана к украинскому народу.
Наконец, прозвучавшую в заявлении архиепископа Кондрусевича идею приглашения Папы Римского в Россию местными католическими общинами без какого бы то ни было приглашения и согласия Русской Православной Церкви я предпочел бы считать оговоркой или неудачно выраженной мыслью. Потому что в противном случае ее пришлось бы расценить как вмешательство в наши внутренние дела и откровенное давление не только на церковные, но и на светские власти в России, позиция которых в отношении возможности папского визита в Москву хорошо известна.
ОВЦС МП
СКОНЧАЛСЯ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ НИКОЛАЙ, МИТРОПОЛИТ НИЖЕГОРОДСКИЙ И АРЗАМАССКИЙ
Справка НТА: Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Митрополит Нижегородский и Арзамасский.
Родился 4 октября 1924 в Тульской обл. в семье крестьянина (в миру — Николай Кутепов).
С 1942 г воевал рядовым под Сталинградом в Первой гвардейской армии. Получив два пулевых ранения и обморожение конечностей, был направлен в военный госпиталь, откуда, после ампутации трети обеих стоп, осенью 1943 года демобилизовался в г. Тулу. Имеет медаль «За боевые заслуги», орден Отечественной войны II степени.
1944 — начало обучения в Тульском механическом институте. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона. В октябре 1946 года был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 году выбыл из числа студентов Механического института и начал подготовку для поступления в Духовную семинарию.
1950 — 1952 — обучение в Московской Духовной семинарии. В том же году он уволился с должности секретаря Тульского архиепископа, в 1953 году был принят в клир Вологодской Епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе. 12 июля того же года рукоположен в сан диакона с назначением в приход Казанской церкви г. Устюжны.
1954 — 1958 — обучение в Ленинградской духовной академии, по окончании — кандидат богословия.
1958 — назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии, в ноябре 1959 года рукоположен в сан священника. 20 декабря того же принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры, и после ее закрытия, в начале 1960 года, был назначен инспектором Саратовской Духовной Семинарии.
С 10 сентября 1961 — епископ Мукачевский и Ужгородский.
В 1963 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода переведен на Омскую кафедру, с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 — в Ростов-на-Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского.
В 1970 г. — был назначен на Владимирскую кафедру с титулом епископа Владимирского и Суздальского, которую возглавлял до 1976 года.
9 сентября 1972 года возведен в сан архиепископа.
До 11 октября 1972 года — временно управляющий Рязанской Епархией. Его активная деятельность очень беспокоила Совет по делам религий при коммунистическом правительстве. В 1976 году, с указанием в 72 часа покинуть пределы Владимирской области, его переводят в Калужскую епархию (с титулом Калужский и Боровский).
С 11 июня 1977 года — переведен на Горьковскую (ныне — Нижегородскую) кафедру с титулом Горьковский (с 1 октября 1990 — Нижегородский) и Арзамасский.
С 1981 — член Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»). В 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. С 22 ноября того же года — член комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ. С 29 января 1991 года — председатель комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона, переданных РПЦ из архива КГБ СССР.
1991 — возведен в сан Митрополита.
Церковные награды — орден св. князя Владимира II степени (1963), орден прп. Сергия Радонежского II степени (1981); светские — орден Трудового Красного знамени (1988, к 1000-летию Крещения Руси).
Нижегородское Телеграфное Агентство
ЭСТОНСКИЕ ВЛАСТИ ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ ЭСТОНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ К 2003 ГОДУ
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) обеспокоена своей дальнейшей судьбой в связи с принятием в республике закона «О церквях и приходах». Об этом, как передает РИА «Новости», было заявлено во вторник на пресс-конференции руководства ЭПЦМП во главе с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием.
Эстонские власти уже в седьмой раз отказались зарегистрировать ЭПЦМП. Как отметили священнослужители, в соответствии с новым законом «О церквях и приходах», принятым парламентом Эcтонии неделю назад, ЭПЦ МП должна изменить свое название, а ее автономия, данная Святейшим Патриархом Алексием П, невозможна.
«Предложение эстонских властей отказаться от названия „Церковь“ и перейти на уровень Епархиального Управления влечет за собой, в соответствии с законом ЭР о реституции, потерю церковной собственности ЭПЦМП и вынуждает брать ее (собственность) в аренду у зарегистрированной Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата», — подчеркнул пресс-секретарь ЭПЦ МП протоиерей Леонтий Морозкин. Между тем, подчеркнул он, все храмы в ЭР построены с помощью местных православных верующих и в первую очередь при поддержке русских купцов.
Митрополит Корнилий отметил, что в понедельник во время его встречи с главой правительства Мартом Лааром было подчеркнуто, что новый Устав ЭПЦ МП будет отправлен на экспертизу в МВД Эстонии, где в течение двух недель на его основе подготовлен проект документа, определяющего форму регистрации Церкви. В этой связи митрополит не исключил возможности обжалования решения эстонских властей, если оно не устроит ЭПЦМП, в судебном порядке или через обращение к канцлеру юстиции.
По мнению русскоязычных политиков, с принятием нового закона «О цервях и приходах» может встать вопрос о дальнейшем существовании ЭПМЦ в стране. Она обязана зарегистрироваться под новым названием при судебном регистре ЭР до 1 января 2003 года.
Страна.Ru
ВТОРЫЕ ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЧТЕНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Участников чтений приветствовали архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии, протоиерей Петр, помощник Управления Московской епархии по церковно-общественным вопросам, протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, другие духовные лица. В чтениях приняли участие профессора Московской Духовной академии и Свято-Тихоновского православного богословского института, Российской академии государственной службы, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, руководители ряда православных общественных организаций. Широко были представлены общественность Москвы и Московской области, средства массовой информации.
Обсуждение Основ социальной концепции РПЦ велось по семи секциям:
1. Вопросы государственного и гражданского строительства в свете православного мировоззрения (руководитель — В.В.Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан; сопредседатели — священник Константин Татаринцев, политолог А.Я.Большунов).
2. Христианская этика и светское право (руководитель — протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной академии).
3. Труд и его плоды: экономические отношения в свете православного мировоззрения (соруководители — А.И.Щербаков, заместитель заведующего кафедрой социальной политики Российской академии государственной службы, О.В.Шведов, преподаватель Московской Духовной академии).
4. Православие, культура, образование; проблемы социокультурной и гражданской идентичности россиян (руководитель — диакон Андрей Кураев, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института).
5. Здоровье личности и народа: семья, демография, биоэтика (соруководители: архимандрит Платон (Игумнов), профессор Московской Духовной академии, священник Антоний Ильин, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата).
6. Православие и СМИ (руководитель — М.Л.Шевченко, шеф-редактор газеты «НГ-религии»).
7. Православие и вызовы глобализации (руководитель — протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей).
Итоги работы секций были подведены на заключительном пленарном заседании в форме докладов руководителей секций.
По единодушному мнению участников, чтения выявили, в первую очередь, высокий уровень заинтересованности общества в диалоге с Церковью, его потребность в активной гражданской позиции Церкви. Как сказал диакон Андрей Кураев, поразительно изменилась модальность отношения общества к Церкви: совсем недавно отношение к Церкви выражалось преимущественно в том, что «она не должна» вмешиваться в образование, в политику и тому подобное; теперь же мы слышим, что «Церковь должна». В обсуждениях на секциях по инициативе рядовых участников чтений поднимался широкий круг вопросов: от проблем гражданской и социокультурной идентичности россиян до перспектив участия Церкви в конкретных сферах общественной жизни, образовательных, социальных, экономических программах. Особенно подчеркивалось участниками значение Православия для сохранения и восстановления духовного архетипа российского общества. С другой стороны, выяснилось, что ответы, которые дает Церковь на жизненные вопросы, зачастую оказываются непонятными обществу в силу дефицита духовной культуры и религиозного образования. Поэтому основной вывод участников чтений можно сформулировать так: сегодня как никогда необходимо духовное просвещение людей.
Участники чтений выразили неудовлетворенность уровнем миссионерско-образовательной активности Церкви. Общероссийские общественные чтения Основ социальной концепции, по единодушному мнению участников, могут сыграть важную роль в духовном просвещении общества, в восстановлении основ православного мировоззрения и связанного с ним отношения к быту, семье, труду, государству и так далее. Но для этого к участию в чтениях должны привлекаться «широкие массы». Подчеркивалось, что более активную позицию в деле духовного просвещения должны занять СМИ. При этом представители СМИ, участвовавшие в чтениях, отмечали, что сами нуждаются в разъяснении позиции Церкви по тем или иным жизненным вопросам, а для этого — в системно организованном информационном взаимодействии с Церковью. Представители СМИ одновременно настаивали, что и Церковь должна изменить «тональность проповеди», приблизить ее к формам и ритмам современной жизни.
Участники чтений сделали еще один важный вывод: Церковь, Православие располагает убедительными ответами на вызовы современности, подходами к решению самых главных и наболевших проблем (речь идет, например, о вопросах государственного и гражданского строительства, развитии экономических и трудовых отношений, вызовах глобализации, развитии образования и так далее). Эти ответы и подходы, по единодушному мнению участников чтений, должны стать достоянием широкой общественности. Сегодня они, к сожалению, мало известны обществу.
Участники чтений сформулировали немало конкретных предложений, ряд из которых заслуживает серьезного к себе отношения. Например, была высказана мысль, что целесообразно разработать школьные учебники и программы, с одной стороны, удовлетворяющие требованиям государственного стандарта, а с другой — отражающие позицию Православия по основным мировоззренческим вопросам. В работе секции «Вопросы государственного и гражданского строительства» по инициативе С. Градировского (сотрудника С.В.Кириенко) обсуждался вопрос о конкретных шагах (инициативах), с которых может начаться полномасштабное сотрудничество Церкви и государства (таким шагом, по мнению ряда участников дискуссии, может стать государственный заказ на новую деловую этику).
Участники чтений выразили сожаление, что Основы социальной концепции РПЦ остаются неизвестными широким кругам общественности и настаивали на необходимости издания Основ большим тиражом.
ОВЦС МП
ЮБИЛЕЙ Е.А.ПАРХАЕВА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил Е.А.Пархаева ордена преподобного Сергия Радонежского I степени. Высокая награда была вручена управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием. Е.А.Пархаев получил приветственные послания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, заместителя председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко, министра культуры РФ М.Е.Швыдкого, других государственных руководителей.
ОВЦС МП
В ПЕРЕВОДЕ НА ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК ВЫШЛО В СВЕТ ПЯТИКНИЖИЕ
Как отметил сегодня на ее презентации в столице республики митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, в большинстве из почти 200 возрожденных в последние годы православных храмов Чувашии служба ведется на родном языке, и потому с особым нетерпением верующие ждали издания Пятикнижие, одной из важнейших частей Священного Писания. Работа над переводом Слова Божьего впервые была начата еще в конце позапрошлого века просветителем чувашского народа Иваном Яковлевым. Вновь возобновилась она 10 лет назад с помощью объединенных Библейских обществ мира; над переводом все эти годы кропотливо и самозабвенно трудился целый коллектив священнослужителей и писателей, которые завершают перевод и всего Священного Писания в целом.
Ранее подворьем Афонского Пантелеимонова монастыря на чувашском языке был издан Новый Завет, переведенный еще до революции.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
САРАНСКАЯ ЕПАРХИЯ И ГОСКОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ДОГОВОРИЛИСЬ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Стороны обязались осуществить ряд совместных программ, которыми, в частности, предусмотрено создание на территории республики филиала Православного молодежного движения «Молодая Русь», Братства православных следопытов, опирающегося на скаутские методики и принципы православной педагогики; организация православных детских летних лагерей, в которых будет предоставлена возможность работать священнослужителям; создание Объединения православной студенческой молодежи республики; проведение творческих фестивалей и конкурсов с целью поддержки одаренных молодых людей. Отдел по делам молодежи епархии и Госкомитет намерены сотрудничать и в области подготовки периодических изданий, теле- и радиопрограмм, а также рубрик в местных газетах, «раскрывающих образ жизни православной молодежи».
Госкомитет принял на себя обязательства «всемерно содействовать в проведении мероприятий православного молодежного служения», а также осуществлять частичное финансирование программ.
Православие.Ru
ДВЕ МУСУЛЬМАНКИ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА
Женщины утверждают, что это не религиозное требование и они были бы против строительства здесь и мечети. По мнению участниц акции протеста, религиозным учреждениям не место возле парка Победы, так как за победу боролись все нации России. Участницы санкционированной акции протеста пока намерены голодать десять дней.
ИА «TatNews.Ru» / Regions.Ru
ПРОВАКАЦИОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА КОНДРУСЕВИЧА
Владимир Путин официально не приглашал Иоанна Павла II посетить страну. Однако, как полагает архиепископ Кондрусевич, приглашения, ранее полученные Папой от Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, остаются в силе. Глава российских католиков не исключает, что этот вопрос можно обсудить во время визита Папы Римского на Украину, куда он приезжает 23 июня.
Между тем очевидно, что возможность приезда Иоанна Павла II в Россию в огромной степени зависит от позиции иерархов Русской Православной Церкви, которые не раз заявляли о «невозможности» такого визита в ближайшее время из-за сохраняющихся межцерковных противоречий.
Комментируя слова архиепископа Кондрусевича, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата корреспонденту РИА «Новости» подтвердили, что в ближайшее время встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Папой Римским «состояться не может и не планируется».
НТВ.Ru
ВЕРХОВНЫЙ СУД ВОССТАНОВИЛ В ПРАВАХ «СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ»
ИЦ «Северный Кавказ» / Regions.Ru
ДИНАМИКА РОСТА МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОПЕРЕЖАЕТ ВСЕХ
Как сказал заместитель губернатора Вадим Рагузин, необходимость обсуждения этого вопроса продиктована «осложнением этноконфессиональных отношений, активностью заезжих миссионеров». По его словам, самыми крупными конфессиями на территории области являются сегодня православие и ислам. При этом православных организаций пока больше, но динамика роста мусульманских объединений опережает всех.
Вызывает тревогу активность «свидетелей Иеговы» с их «боевыми дружинами», а также деятельность приверженцев саентологии.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
В КИЕВCКОМ КРЕСТНОМ ХОДЕ ПРОТИВ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 30 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
Крестный ход вышел из Киево-Печерской Лавры в направлении Верховной Рады и администрации президента Украины, где были сделаны остановки. Акция завершилась около резиденции папского нунция.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата выступает против визита Папы Римского на Украину. 24 мая, 31 мая и 7 июня в Киеве состоялись крестные ходы верующих. Акции организованы Союзом православных братств Украины и Славянской партией Украины.
2 июня в Москве участники Съезда славянских народов призывали Украину перенести визит Папы Римского Иоанна Павла II до урегулирования конфликтной межрелигиозной ситуации на Украине.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА НА УКРАИНУ РИМСКОГО ПОНТИФИКА БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬ РЕАНИМОБИЛЬ
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
УКРАИНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ОТКРЫЛ НОВОЕ ЗДАНИЕ И НОВУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ МУЗЕЯ ВОЛЫНСКОЙ ИКОНЫ В ЛУЦКЕ
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
КАРДИНАЛ ГУЗАР ВНОВЬ ПРИБЫЛ В ВАТИКАН И СДЕЛАЛ НОВЫЕ МАЛОВРАЗУМИТЕЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПАПСКОГО ВИЗИТА НА УКРАИНУ
Гузар признал, что понтифик отправляется на Украину, не имея на то согласия своего «экуменического коллеги» — Патриарха Московского и Всея Руси Алексия. Это обстоятельство архиепископ Львова назвал «истинным, но печальным». Правда, кардинал при этом забыл упомянуть, что о согласии на визит папа Патриарха даже не спрашивал. В ходе визита на Украину глава Ватикана остановится во Львове в апартаментах при греко-католическом соборе святого Юра. Украинская Православная Церковь по-прежнему требует, чтобы папа римский отказался от визита до разрешения конфликта между православными и греко-католиками.
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
ПОЛПРЕД В УРФО ПЕТР ЛАТЫШЕВ ПРОВЕЛ ВСТРЕЧУ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ
Петр Латышев поддержал инициативу мусульманских общин о производстве специальной телепрограммы в рамках государственного телерадиовещания. По мнению Талгата Таджуддина, система федеральных округов позволяет намного более эффективно и качественно решать актуальные проблемы религиозной жизни России.
Урал-пресс-информ / Regions.Ru
В ДОМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
На заседании были рассмотрены следующие вопросы: взаимодействие государственных органов и религиозных организаций по вопросам алкогольной и наркотической зависимости среди граждан РФ, итоги работы федеральных органов исполнительной власти по оказанию содействия духовным управлениям мусульман в организации паломничества, внесение изменений и дополнений в Закон о свободе совести и религиозных объединениях, перерегистрация религиозных организаций в соответствии с этим законом.
Ислам.Ru
ПРОТИВОСТОЯНИЕ МЕЖДУ БУГУРУСЛАНСКИМ И ОРЕНБУРГСКИМ МУФТИЯТАМИ
В интервью, распространенном в оренбургских газетах, управляющий делами ЦДУМ Оренбургской области Р. Гизитдинов, отвечая на вопрос о взаимоотношениях с Оренбургским муфтиятом, подчеркнул, что его глава Абдулбарый Хайруллин, «проявив добрую волю может войти в состав ЦДУМ». Какова будет его роль в новом управлении, Гизитдинов не отмечает.
Глава Оренбургского муфтията Абдулбарый Хайруллин заявил корреспонденту «Ислам. ру», что в составе Оренбургского муфтията находится более 70 общин, тогда как в подчинении у ЦДУМ Оренбургской области их менее 30. «Все наболевшие вопросы, в том числе, и взаимоотношения с Исмаилом Шангареевым, мы намерены решить на съезде Оренбургского муфтията, который планируем провести в начале июля этого года», — заключил Абдулбарый Хайруллин.
Ислам.Ru
ГЛАВНЫЙ РАВВИН БЕРЛ ЛАЗАР ПОСЕТИЛ ОМСК
ДО-инфо / Regions.Ru
ДАЛАЙ-ЛАМА В КАЛМЫКИЮ ПОКА НЕ СОБИРАЕТСЯ
Ранее пресс-служба президента Калмыкии сообщила о предстоящем в августе визите его святейшества в республику, но Кирсану Илюмжинову не удалась очередная попытка улучшить свой имидж за счет выдающегося мирового деятеля.
До прихода к власти Илюмжинова Далай-ламы дважды побывал в Калмыкии в начале 90-х годов.
Гласность-Кавказ
В КИЕВЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ПРОГРАММА «ФЛОТ ПРАВОСЛАВИЯ», ПОЛУЧИВШАЯ ПОДДЕРЖКУ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ
Павел Кудюкин сообщил, что согласно программе «Флот Православия», в последующие 10 лет предусматривается создать флот из 120−150 судов, при этом строить планируется только 40 процентов, в частности на верфях Николаева, Херсона и Керчи, а 60 процентов судов, бывших в употреблении, покупать.
Кудюкин отметил, что программу «Флот Православия» разрабатывали лучшие специалисты Украины на базе морского государственного университета Одессы, а также России, Великобритании, Кипра. Одна из главных целей программы — возвратить украинских моряков под национальный флаг — знамя православия, сказал президент компании, добавив, что только в структуре Черноморского морского пароходства было более 27 тысяч моряков, которые теперь плавают под иностранными флагами. Программой также предусматривается возродить национальный флот, поднять престиж Украины как морского государства и Одессы как ее главных ворот, а также обеспечить дополнительную загрузку отечественных судоверфей. Предусматривается, что созданный флот будет торговым.
Кроме того, сообщил Кудюкин, в сентябре-октябре планируется завершить проект, который предусматривает перевозку паломников к православным святыням по Черному, Эгейскому, Мраморному и Средиземному морям. По словам президента компании, уже сегодня ряд судовладельцев из Одессы, Николаева, Запорожья и Донецка согласны передать свои судна в создаваемый флот. Он сообщил, что в течение 40 дней компания «Атлас» получит семь грузопассажирских и грузовых судов. Павел Кудюкин отметил, что программа «Флот Православия» является интеллектуальной собственностью и получила соответствующий сертификат российского экспертного общества.
Президент холдинговой компании «Атлас» также сообщил, что программу поддержали Патриарх Московский и всея Руси Алексий и московский муниципалитет. Рыночная стоимость программы — 40 млн 364 тыс долларов.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
В ДНИ ВИЗИТА ПАПЫ В КИЕВ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ВОЗГЛАВИТ ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА ГАЛИЦКИХ СВЯТЫХ ВО ЛЬВОВЕ
Накануне всенощное бдение и Литургию в день праздника возглавит митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Таким образом, предстоятель Украинской Православной Церкви определенно не встретится с Римским Папой, который в эти дни планирует быть в Киеве. На встрече «Всеукраинского совета церквей» с понтификом 24 июня не будет главы самой крупной в стране конфессии, а также никаких ее представителей.
Решение о праздновании Собора Галицких святых было принято по предложению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, 3 апреля 2001 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.
В эти же дни в Белоруссии Святейший Патриарх Алексий возглавит празднование Собора Белорусских святых. Предстоятель Русской Православной Церкви будет находиться в стране с официальным визитом 23−27 июня.
Православие.Ru
МВД И СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ НЕ ДОПУСТЯТ ПРОТЕСТОВ ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО
Правоохранительные органы будут решительно пресекать любые протесты со стороны «инспираторов, подстрекателей и организаторов конфликтов» в связи с визитом Папы Римского, против которого выступает Украинская Православная Церковь МП, представляющая большинство верующих в стране. О твердом намерении подавить любое сопротивление говорится в совместном обращении МВД и СБУ к соотечественникам, текст которого передан в агентство «Интерфакс-Украина».
Интерфакс-Украина / Православие.Ru
ОХРАНЯТЬ ПАПУ РИМСКОГО НА УКРАИНЕ ПОМОГУТ БОЕВИКИ УНА-УНСО
По его словам, УНА-УНСО никогда не выступала против приезда Папы Римского на Украину. Хотя партия не делала в связи с этим официальных заявлений, ее позиция всегда была однозначной. «Приезд Папы Римского будет содействовать консолидации и объединению украинских Церквей в единую Поместную Украинскую Церковь», — отметил Ю. Тыма. Выступления же Украинской Православной Церкви Московского Патриархата против визита понтифика представители УНА-УНСО оценили как «враждебные». Можно не сомневаться, что боевики, имеющие десятилетний опыт расправы с православными верующими, хорошо справятся со своей задачей.
Юрий Тыма также сообщил, что партия попытается привлечь внимание Иоанна Павла II к «проблеме политических преследований на Украине». Напомним, что в марте ряд представителей науки и культуры, ветераны Вооруженных сил Украины выступили с требованием запрета фашиствующей организации УНА-УНСО. Об этом говорилось в заявлении к соотечественникам, подписанном, в частности, академиками НАН Украины Борисом Патоном и Александром Шалимовым, генералом армии, председателем совета Организации ветеранов Украины Иваном Герасимовым, трехкратным чемпионом Олимпийских игр Борисом Шахлиным, председателем Государственного комитета Украины по делам ветеранов Сергеем Червонописским.
Православие.Ru
ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ЛЕОНИД КУЧМА ВСТРЕТИЛСЯ С ГЛАВОЙ УКРАИНСКИХ УНИАТОВ КАРДИНАЛОМ ГУЗАРОМ
ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ
ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЫТАЕТСЯ ОБЪЕДИНИТЬ УКРАИНСКИХ АВТОКЕФАЛИСТОВ
Констатировав, что между двумя самочинными украинскими церквами «не существует никаких идеологических различий с точки зрения православного вероучения», участники встречи решили: «Встретиться в Киеве предстоятелям двух церквей — УПЦ КП и УАПЦ — и обсудить детали и перспективы полного объединения двух наших Церквей, как первый шаг к объединению всех православных Украины; образовать общую комиссию двух Церквей в составе: митрополита Львовского Андрея, архиепископа Ровенского Даниила, епископа Переяслав-Хмельницкого Димитрия, митрополита Тернопольского Мефодия, митрополита Ивано-Франковского Андрея и епископа Львовского Макария для обсуждения деталей, которые возникают в процессе объединения двух церквей — УПЦ КП и УАПЦ».
Первую встречу этой комиссии было решено созвать до 24 июня 2001 года. Комиссия будет работать под эгидой архиепископа Скопельского Всеволода (Вселенский патриархат), который систематически будет информировать Вселенскую патриархию о результатах работы комиссии.
Вертоградъ
УХОДЯЩЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛГАРИИ УСТРАИВАЕТ «ОХОТУ НА ВЕДЬМ»
Интрига с якобы состоявшимся захватом Зографского монастыря была активно ввернута в десятку болгарских национальных новостей еще 5 июня, когда член раскольничей болгарской церковной группировки Боян Сарыев заявил об окончательной утере Синодом БПЦ контроля над этим крупным болгарским афонским монастырем.
До сих пор, несмотря на опровержения насельников монастыря и членов Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, болгарские политики и журналисты продолжают обсуждение этой вымышленной проблемы в средствах массовой информации. Так, в недавнем совместном заявлении заместитель министра иностранных дел Болгарии Марин Райков и директор Дирекции по вероисповеданиям Совмина Любомир Младенов заявили, что «присутствие русских монахов в болгарском монастыре на Святой Горе тенденциозно и имеет цель изменить этнический состав монастыря».
По полученной от насельников монастыря информации, под «присутствием русских монахов» подразумевается проживание в одном из скитов обители отца Рафаила с немногочисленными послушниками, причем проживание осуществляется по благословению Игумена обители.
Как ни странно, столь явно вымышленная проблема вызвала особое внимание со стороны Вселенского Патриарха, который еще год назад, после поселения русских монахов на территории болгарского (!) монастыря, войдя в контакт с Советом министром заявил, что он не видит «присутствие русских монахов в монастыре Зограф необходимым».
Трудно предположить, с чем связано внимание прессы и членов теперь уже уходящего прораскольничего правительства к данному вопросу. Радение ли это о национальной святыне или грубая провокация, имеющая цель вбить клин между канонической Болгарской Православной Церковью и Московским Патриархатом, а может быть, желание зарекомендовать себя незаменимыми знатоками церковной ситуации?
Так или иначе, точку в этой истории поставит новое «Симеоновское» правительство, которое скорее всего предпочтет препоручить решение данной проблемы единственно возможному арбитру — самой Болгарской Православной Церкви.
Православие.Ru
РЕЛИГИЯ В ПЕРМИ
Как показали социологические исследования, религиозно настроенные граждане составляют 69,9% общей структуры населения Перми. 89,3% опрошенных пермяков относят себя к православным, 6% – к мусульманам, 2,4% – к старообрядцам и 2,3% – к другим конфессиям. Для сравнения: в 1993 году к религиозным относили себя 60% пермяков.
ИА «Регион-Информ-Пермь» / Regions.Ru