(Телепрограмма «Православная энциклопедия», прямой эфир на канале ТВЦ 3 мая 2003 г.) Н.И.Державин: — Позвольте представить вам нашего гостя. Сегодня в студии — Сергей Леонидович Кравец, руководительЦерковно-научного центра «Православная энциклопедия». Доброе утро, Сергей Леонидович! С.Л.Кравец: -Доброе утро! Н.И.Державин: — В нашей рубрике «Обзор прессы» только что шла речь о проблеме подлинности хранимого в Ватикане списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Я знаю, что Вы недавно побывали в Ватикане. Расскажите, пожалуйста, о цели Вашей поездки, с кем Вы там были и каковы ее результаты? С.Л.Кравец: -1 апреля была проведена экспертиза этой иконы, которая хранится в личных покоях папы Иоанна Павла II. В Ватикан приехала группа российских экспертов, в которую входили, в основном, выдающиеся российские искусствоведы. А уже на месте во время экспертизы к ним присоединились и ватиканские специалисты. То есть была сформирована совместная экспертная группа, в которую входили как российские, так и итальянские ученые. Должен сказать, что такому тщательному изучению эта икона подверглась впервые, ведь Ватикан до этого времени не проводил никаких экспертиз. Впервые с иконы снимался оклад, и она тщательно исследовалась. Н.И.Державин: — А как же удалось договориться о проведении такой совместной экпертизы? От кого исходила инициатива? С.Л.Кравец: -Это была инициатива российской стороны, точнее, она исходила от Министерства культуры России и была поддержана Ватиканом. Н.И.Державин: — И каков же результат экспертизы? С.Л.Кравец: — Прежде всего, эта икона, несомненно, была написана в середине XVIII века, причем, вне Москвы или Петербурга, а в какой-либо провинциальной мастерской. Безусловно, икона имеет свою историю почитания, которую, к сожалению, мы пока восстановить не можем. Очевидно также и то, что икона, хранимая в Ватикане, не является ни одним из известных общенационально почитаемых списков Казанской иконы Божией Матери. Об этом, кстати, предупреждали наши искусствоведы еще до поездки, ведь размеры иконы, хранимой в Ватикане, не соответствуют размерам тех чудотворных икон Казанской Божий Матери, которые были известны и описаны еще до революции. Н.И.Державин: — Сергей Леонидович, но все же, несмотря на отрицательный результат экспертизы, этот список Казанской иконы Божией Матери не теряет своей религиозной ценности? Как по-Вашему, должна ли она на этом основании быть возвращена в Россию? С.Л.Кравец: — Несомненно. Вы знаете, когда говорят о том, что «ватиканская» икона — фальшивка это абсолютно неверное мнение. Икона, несомненно, подлинная в том смысле, что она является православной иконой Казанской Божией Матери, которая была написана в середине XVIII века и имеет свою историю почитания. Никто в Ватикане и не пытался ничего сфальсифицировать, однако, экспертиза установила, что в покоях Римского понтифика хранится не тот чудотворный образ, являвшийся до революции объектом всенародного почитания. Пресс-служба ЦНЦ «Православная Энциклопедия»