Архиепископ Иларион (Алфеев): «Почитание Богородицы родилось из опыта Церкви»
«Если об историческом облике Иисуса Христа сохранились некие свидетельства, то есть о том, например, что он носил бороду, что у него были удлиненные волосы, то о Божией Матери такого ярко выраженного предания нет. Правда, есть описание в творениях Дионисия Ареопагита. Но, конечно, никакого прижизненного портрета Божией Матери не было. Поэтому, когда мы смотрим на икону Божией Матери, — это некий универсальный образ, некий символический образ, который помогает нам почувствовать Божию Матерь, обратиться к ней как к живому лицу. Но мы не должны думать, что каждая икона претендует на абсолютное портретное сходство. Тем более, что даже и на иконах лик Божией Матери бывает очень разный», — сказал 10 октября в эфире еженедельной программы «Церковь и мир» телеканала «Вести» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос: «Откуда известно, как выглядела Матерь Божья, как мы ее пишем на иконах?»
«Все то, что накоплено Церковью в ее опыте, в ее Предании, для нас не менее дорого, чем-то, что мы читаем в Священном Писании. А почитание Богородицы родилось из опыта Церкви. Из опыта многих поколений христиан, которые, обращаясь к Ней в молитве, получали от нее помощь. Некоторые получали от Нее благодеяния, различные чудеса совершались от икон Богородицы. Это опыт Церкви», — отмечает владыка Иларион.
Отвечая на вопрос, почему ни у одного святого и даже у самого Господа Иисуса Христа нет такого разнообразия иконописных изображений, как у Божией Матери, архиепископ Иларион сказал: «Ну, тут вот нет однозначного ответа. Я бы сказал, во-первых, потому что, конечно, Пресвятая Богородица почитается больше, чем святые, поскольку она именно Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, то есть она почитается даже выше ангелов. Она в иерархии святых стоит сразу за самим Господом. И вот эта народная любовь к Пресвятой Богородице, вот это ее церковное почитание, даже просто любовь иконописцев к этому образу, она, наверное, является причиной того, что так много образов Богородицы разных. А кроме того, Богородица с младенцем — а именно такой образ самый распространенный — является огромным нравственным уроком для каждого человека, который взирает на этот образ. Потому что этот образ напоминает человечеству, напоминает, прежде всего, женщине о материнстве. И о сути, о смысле существования человека».
Отвечая на вопрос, будут ли в Царствие Небесное иконы, архиерей отметил, что «в Царствии Небесном икон, конечно, не будет в привычном для нас выражении. То есть, как живописного изображения на доске или на стене храма. Но ведь икона, как говорил священник Павел Флоренский, — это окно в другой мир. Икона нужна не в том мире, где существует в реальности, а в том мире, где мы нуждаемся в символах для того, чтобы обращать свой духовный взор к реальности. Вот почему иконы нужны здесь, и вот почему они не будут нужны там».
Отвечая на вопрос, почему русские люди придают празднику Покрова Пресвятой Богородицы большее значение, чем греки, архиепископ Иларион отметил, что «просто у нас это более почитаемый праздник. Он более почитаемый, наверное, потому, что наш народ очень любит Пресвятую Богородицу. И вот этот образ Божией Матери, которая своим покрывалом снимает с головы покрывало и его распростирает над народом, этот образ просто как-то полюбился нашему человеку верующему. И поэтому уже с древних времен этот праздник не просто прижился на Руси, а стал одним из самых любимых и самых почитаемых. Именно поэтому в России столько Покровских храмов. Столько сел, которые называются „Покровское“. Столько людей, которые носят фамилию Покровский. Это все именно связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы». Русская линия