Протоиерей Андрей Ткачев: «Такая икона — однозначное кощунство»
Известный киевский пастырь прокомментировал освящение раскольниками и униатами «футбольной иконы»…
«Когда я смотрел информационные репортажи с чемпионата Евро-2008, то был очень удивлен, что в некоторых городах Германии трансляция футбольных матчей проходила внутри католических костелов. Мотивировка была такая: пусть лучше в храм придут, посмотрят футбол, чем будут смотреть в ночных барах. Футбол там давно перестал быть уже просто игрой, а стал современной религией. Но до сих пор я думал, что это больше касается западного мира, который со свойственной ему расхристанностью (в смысле отторжения от Христа) относится к таким вещам, и для меня это новость, что и наши униаты пошли тем же путем. И это симптоматичное явление настолько за скобками критики, что я бы мог сказать о нем очень много страшно обидных слов в адрес людей, которые позволили себе такое сделать. Но я воздержусь и лишь повторю, что это явление за скобками всякой критики», — сказал в интервью русской линии известный киевский священник протоиерей Андрей Ткачев, комментируя сообщения о СМИ об освящении на Украине «футбольной» иконы.
Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и раскольники-филаретовцы освятили икону с изображением Богородицы и Богомладенца Иисуса над футбольным полем, сообщает «Благовест-инфо». Икона посвящена чемпионату Европы по футболу 2012 года, который совместно организуют Украина и Польша.
Икону освятили 8 октября в городе Коломые Ивано-Франковской области Украины. По словам епископа Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ Николая, икона показывает взгляд конкретного человека на Евро-2012 «через призму христианского сознания». Епископ отметил, что он не находит в иконе признака ереси.
Художник Василий Стефурак, написавший икону, сказал, что в последнее время «чувствуется наплыв негативной информации» относительно того, пройдет ли Евро-2012 на Украине. По словам Стефурака, в этой ситуации необходимо «объединиться и делать запланированное».
«Такая икона — это однозначное кощунство, — выразил уверенность протоиерей Андрей Ткачев. — Если взять ее появление как прецедент, то можно представить себе икону, посвященную Уимблдону, China Open, хоккейному чемпионату. Ведь самый большой грех лежит на том, кто начал. Если мы в духе прецедента будем мыслить об этих вещах, то олимпийских видов спорта очень много. Если каждый из них будет кощунственно представлен при помощи церковной символики, то мы будем иметь дело с одной стороны с кощунниками, которые будут заниматься этим сознательно, и с безумцами, которые будут это использовать, не понимая, что они попадают в разряд богохульников».
«Потом можно другие придумать формы, на спорте всё клином не сошлось, — заметил пастырь. — Если мы позволим иконопись сделать площадкой выражения нехристианских идей, а идей культурных, спортивных и т. д., то мы просто перейдем из числа христиан в число тайных или явных богохульников. У святителя Николая Сербского есть статья по поводу людей, которые стали изображать на игральных картах лики сербских святых. И он гневно пишет, что раньше православные люди умирали за святые иконы, и образ святой освящал нашу жизнь, а теперь этим образом будут шлепать по столу, и над ними вместо лампад будут зажигаться сигареты. Это пример того, как можно девальвировать христианскую ценность, превратить её в разменную монету в угоду современности, в угоду сегодняшнему моменту».
«Я считаю, что если бы какой-то священник в нормальной епархии дерзнул бы на это, то нормальный епископ в ответ запретил бы его в священнослужении. Это была бы нормальная реакция на такое кощунство. Если бы епископ на такое дерзнул, то и его нужно тоже низвергать из сана — извергать, как выбрасывают за порог грязную заблеванную одежду — потому что это прецедент. Теперь можно ожидать „икон“, приуроченных к хоккейному чемпионату, посвященных выставке машиностроения, выставке нижнего белья. Раз они на такое пошли, значит в их глазах икона уже утратила свой сакральный смысл, она уже не образ, освященный памятью о том, кто на ней изображен, а лишь артефакт, посвященный культурному событию. Они пытаются сдвинуть с места скалу, которая если сдвинется, то их же и раздавит», — выразил уверенность отец Андрей.
«Вопрос их сана — это вопрос очень сомнительный. Безумия, как и шила, в мешке не утаишь. Факт этого безумия — подтверждение безблагодатности филаретовского раскола и униатства. Они могли бы как-то оправдаться, если бы их священноначалие применило к ним жестокие меры прещения, квалифицировав их как кощунников. Но если этого не будет, то это станет неоспоримым подтверждением их махровой безблагодатности и безбожия», — заключил протоиерей Андрей Ткачев. Русская линия