Архиепископ Августин: Образ Денисенко после визита Патриарха Кирилла «потускнел еще больше»
По мнению Львовского архипастыря, Предстоятеля Русской Православной Церкви после его посещения Украины зауважали даже противники Церкви…
Верующие Западной Украины поддерживают Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и после его вдохновляющего 10-дневного визита в страну недоброжелателей у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата станет меньше, заявил архиепископ Львовский и Галицкий Августин в интервью РИА Новости.
По словам архиепископа Августина, визит Патриарха Кирилла стал для православных канонической Церкви «воодушевлением и духовным подкреплением». «Думаю, что люди умные и образованные, но до сих не разобравшиеся в том, что такое каноничность-неканоничность, считающие, что это только вопрос юрисдикции, если не перейдут на сторону канонической Церкви, то, во всяком случае, будут с симпатией к ней относиться. Недоброжелателей станет намного меньше. И равнодушных. То есть часть равнодушных обязательно вернется или обратится к нашей Церкви», — уверен владыка Августин.
«Даже те, кто относится к нашей Церкви без особой симпатии, я думаю, зауважали Святейшего. Потому что одно дело видеть проповеди по телевизору и слышать по радио, читать книги и репортажи, а другое дело — когда это все в реальном режиме общения. Много хороших отзывов я уже слышал через третьих лиц — что раскольники, люди, которые себя ассоциировали не с нашим лагерем, в большом восхищении», — добавил иерарх.
По его словам, образ главы непризнанного мировым Православием «Киевского патриархата» Филарета Денисенко, всегда бледно выглядевший на фоне главы Украинской Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира, после визита Патриарха Кирилла «потускнел еще больше». «Многие из другого лагеря говорят, что в его (Патриарха Кирилла — РЛ) приезд увидели поразительный контраст между Филаретом, его выступлениями, настроением и содержанием — с одной стороны, и Святейшего Патриарха Кирилла — с другой. Доброжелательная улыбка (Патриарха Кирилла — РЛ), даже к оппонентам, здравые, умные речи, и тема разговора. Здесь говорят о Церкви, о спасении, а там — совершенно о другом», — отметил архиепископ Августин.
На вопрос, о чем же говорит Филарет, он ответил хрестоматийной фразой: «Карфаген должен быть разрушен» (а именно «независимому государству — независимая Церковь» — эта «идея фикс» у филаретовцев приобрела уже «параноидальное звучание»).
Наиважнейшим итогом визита Патриарха Кирилла собеседник агентства считает также то, что «наконец-то и большая Украина, и все увидели, что оказывается, Западная Украина не настроена против Русской Церкви, против Патриарха, против единства». Об этом, по словам архиепископа, свидетельствует тот факт, что количество протестующих против приезда Святейшего было в несколько крат меньше, чем тех, кто приветствовал предстоятеля восторженными возгласами «Наш Патриарх — Кирилл!».
«Наконец-то открылись глаза — и люди поняли, что оказывается, это все была ложная пропаганда (о том, что Западная Украина против Русской Церкви, Московского Патриархата). Если ссылаются на количество приходов, которые перешли в раскол, то это — технологии, и не всегда цифры соответствуют содержанию», — отметил архиепископ Августин.
Он назвал сплетнями утверждения, что священники Львовской епархии канонической Церкви не испытывают особой симпатии к священноначалию Русской Церкви. «У меня шесть десятков служителей. На собрания духовенства епархии, которые у нас проходят почти ежемесячно, трудно собрать всех, а тут — некоторые ехали за 300 километров (встреча духовенства Львовской епархии с патриархом состоялась в Зимненском монастыре под Владимиром-Волынским — РЛ) — и почти все приехали! Это показательно», — констатировал архиепископ Августин.
Отвечая на вопрос о том, как визит Патриарха Кирилла влияет на перспективы церковного единства, глава Львовской епархии выразил уверенность, что в любом случае объединение будет «в рамках канона», и выкрикивающим националистические лозунги «геть московского попа!» придется с ним все же примириться. «Есть каноническая Церковь, и, как бы ни относиться к расколам (сочувствовать им, жалеть), есть три чина приема (в нее — РЛ): через крещение, через миропомазание и через покаяние», — констатировал архиепископ Августин.
Он сравнил сложившуюся церковную ситуацию на Украине с ситуацией семейного разлада, когда «можно забыть, кто виноват, почему, простить», но объединиться можно только на каких-то условиях. «Разве мы против единства? Наоборот! Только прекратите распри, не обвиняйте Русскую Церковь! Как же вы можете молиться в храме, имея вражду в сердце, в то время, когда надо прощать супруга, соседа и нельзя переступать порог церкви, если ты имеешь против него вражду? А ты не просто против человека имеешь вражду — против полноты Церкви: „Геть московского попа“! И это вы хотите соединяться с Церковью, где „московский поп“ занимает пятое место? Вы же не просто соединиться хотите с Церковью Русской, Украинской, а с Вселенской Церковью, вы пребываете вне общения со Вселенским Православием и хотите войти в него! — Вы должны примириться с „московским попом“!» — призвал архиепископ.
Иначе, по его словам, «с таким враждебным настроением — это будут гнилые дрожжи, которые испортят все тесто». «Если часть общины настроена враждебно, недружелюбно — тогда проникает инфекция гордыни, ненависти, тогда все общество заразится. Что будет, если смешать килограмм повидла и килограмм нечистот? — Два килограмма нечистот», — предостерег представитель Церкви.
«Муссировать вопрос об автокефалии» сейчас, по мнению собеседника агентства, — только «возбуждать страсти», это «неконструктивно. несвоевременно». «Можно и в автокефалии спастись, потому что автокефалия — это статус. Но вопрос-то в том (должно нас настораживать): почему об автокефалии, о ее необходимости говорят больше околоцерковные и внецерковные, даже враждебные силы», — отметил архиепископ Августин.
На вопрос, стабилизировалась ли ситуация, связанная с захватом храмов канонической Украинской Церкви, и как складываются отношения с греко-католиками, Львовский архиепископ ответил: «Когда все разборки уже произошли, когда „восстание подавили“ — тогда они дают поднять голову». «Но как только образовывается приход новый (УПЦ МП — РЛ) — препятствие в оформлении, препятствие в получении участка земли под строительство, разные надуманные причины, чтобы не разрешить», — сообщил владыка.
Отношение православных к греко-католикам, по словам архиепископа Августина, «более жесткое», чем к римо-католикам. «Потому что они оставили Церковь-Матерь и ушли к бывшей сестре, которая теперь враждебно относится к нашей Церкви и переманивает детей», — пояснил он.
Как рассказал архиепископ Августин, по состоянию на 1990 год Львовская епархия была самой большой в православном мире — 1237 приходов. В 1992 году (на момент прихода архиепископа Августина — РЛ) в Львовской епархии насчитывалось всего 15 приходов. За последние 17 лет число приходов возросло в четыре раза — до 60, не считая домовых храмов, которые открылись при тюрьмах, домах престарелых, воинских учреждениях. Есть приходы, где по три литургии в воскресенье совершается, а есть, где только раз в неделю служат, сказал иерарх.
Сегодня во Львове в общей сложности существуют три прихода и женский монастырь. Кроме того, действуют церкви УПЦ МП в воинских частях, в местах лишения свободы (во Львове две исправительные колонии), в доме престарелых и на месте трагедии в результате падения самолета во время показательных полетов в 2002 году.
На Пасху только в храм на улице Короленко приходят около 10 тысяч человек. В обычное воскресенье в этом храме на трех литургиях присутствует до полутора тысяч верующих, все не помещаются, многие стоят на улице и молятся под открытым небом. Русская линия
Архиепископ Августин: Образ Денисенко после визита Патриарха Кирилла «потускнел еще больше» По мнению Львовского архипастыря, Предстоятеля Русской Православной Церкви после его посещения Украины зауважали даже противники Церкви...