«Государство должно призывать людей свободно следовать христианской морали»
Светская гуманистическая модель устройства общества исчерпала себя, секулярное мировоззрение «не дает народу жизненную силу, не способно мотивировать людей в экстремальной ситуации, не способно научить людей самоотказу, самопожертвованию», — заявил глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на конференции в Москве, посвященной теме отношений религии и государства, сообщает Regions.ru.
«В мире и у нас, в России, есть общества, которые живут по исламскому закону, который для них является высшим законом. Для православного человека религиозные нормы превыше всего, и он не должен отказываться от исполнения этой нормы даже под угрозой смерти. Для приверженцев иудейского закона этот закон также является самым главным», — отметил отец Всеволод. В то же время, продолжил он, лишь «для меньшинства населения планеты самое важное — это приоритеты земной жизни, материального бытия, житейского душевного комфорта и все то, что лежит в основе гуманистических идеологий». Поэтому, считает отец Всеволод, отсюда следует, что нужно отказаться «от попыток унифицировать человечество» на основе светской идеологии, признать и принять многоукладность человеческого общежития и не подгонять его под заданный Западом стандарт.
В связи с заявлением отца Всеволода, сайт Regions.ru обратился с вопросом к православным священнослужителям, считают ли они, что в наше время это альтернатива светскому государству.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что религии вредно быть «государственной» или «официальной». «Я именно как православный против того, чтобы в России была государственная религия. Мы это уже кушали — Синодальное управление было создано именно по вине государства, никто нас не спрашивал, такая роль была навязана Церкви сверху. Эта роль лишила Церковь свободы, и она уже не могла делать многого из того, что делала прежде», — полагает он.
«Владимир Владимирович Путин сказал однажды, что единственной официальной оппозицией в годы Советского Союза была Церковь. Я жил тогда, видел это и с этими словами согласен. Церковь, действительно, была в оппозиции, мы этого не скрывали, и государство этого не скрывало, но некая свобода жизни сохранялась. Мы не могли проповедовать открыто, но мы могли свободно осуществлять свою жизнь внутри общин. Сейчас Церковь получила больше возможностей, но она не сливается с государством и не собирается этого делать. Она совершает свое свидетельство, издает литературу и ведет проповедь», — сказал игумен Сергий.
«Конечно, государство должно вернуть Церкви то, что у нее отняло: земли, имущество, святыни. Если этого нельзя сделать по какой-то причине, — к примеру, при наличии на церковной земле каких-то построек, — должна быть компенсация, потому что Церкви для полноценного совершения своей деятельности нужны и материальные средства. Мы просто больше бы сделали — в частности, в области благотворительной и социальной. Функции, которые государство исполняет не очень хорошо, Церковь даже до революции частично брала на себя, а государство выделяло деньги. Медицина, в частности, была во многом под патронажем Церкви. С одной стороны, это никак не мешало выполнению медициной своих задач, с другой стороны, присутствовало гуманное отношение к больным, которое в Церкви является нормой. Взаимодействие с Церковью в работе с детьми, в армии было бы также очень полезно. А разговоры о том, что это якобы помешает, к примеру, мусульманам, — ложь. От того, что у Церкви будет больше возможностей к осуществлению своих просветительских и социальных задач, никто не пострадает», — подчеркнул отец Сергий.
«У нас, к сожалению, априори считается, что светское государство — это государство безрелигиозное, бесплатный эфир и прочие возможности подобного рода предоставляются только атеистам, хотя большинство граждан у нас не безрелигиозны. Человек находит истину тогда, когда он имеет возможность свободно познакомиться с многими учениями. Я не за толерантность в нынешнем понимании, то есть я против пропаганды содомского греха и всего такого прочего, но я за диалог между религиями», — отметил он.
«Полагаю, что со временем все так и будет, потому что к этому есть воля большинства наших граждан, среди которых и представители власти и интеллигенция, которые постепенно воцерковляются», — заключил священник.
Священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы «Благовещение», считает, что сами понятия «демократия» и «светскость» недостаточно определены.
«Порой за этими понятиями непонятно что стоит, и что такое демократия, мы на самом деле не знаем. На практике демократия становится осуществлением власти достаточно узкого круга лиц и навязыванием вполне тоталитарных вещей. Понятия той же политкорректности часто навязываются самым нетолерантным образом. Если бы была в чистом виде демократия, если бы была на самом деле светскость, то все было бы совсем по-другому», — сказал он.
«Хорошо, если бы было государство, которое давало бы свободу и тем людям, которые не исповедуют какой-либо религии, так и гражданам, исповедующим Христианство. В реальности навязывается секуляризм, вера в то, что Бога нет, поклонение золотому тельцу. Скажем, происхождение человека в школьных программах, как и в советское время, подается в антирелигиозном ключе: иных трактовок как будто бы и нет», — отметил отец Андрей.
«Если государство хочет иметь внятную идеологию, пусть это будет христиански ориентированная идеология. Это не значит, что всех надо загонять в храмы и требовать в этом отчета, как в синодальную эпоху. Но государство должно призывать людей свободно следовать христианской морали. Дайте нам истинную свободу, а не насаждение идеологии общества потребления и поклонения золотому тельцу под лозунгом демократии», — призвал православный священник. Русская линия